Политические цены

Мировые цены на важные сельскохозяйственные товары – кукурузу, соевые бобы и другое сырье – могут в этом году продемонстрировать резкие скачки. На колебания могут влиять не только природные и производственные, но и политические факторы

Цена кукурузы недавно достигла полугодового максимума из-за постоянно ограниченного предложения. А из-за жары в Южной Америке, уничтожившей значительные посевы сои, цены на соевые бобы с середины января по середину марта подскочили на 15%. Даже цены на пшеницу, хотя ее в Западном полушарии достаточно, устойчиво подрастают.

Если подобная динамика сохранится, цены могут приблизиться к пиковым отметкам 2011 г. – тогда цена кукурузы достигла рекорда, а соевых бобов – трехлетнего максимума. Вместе с тем, отмечают эксперты, ситуация в ряде сельхозотраслей может резко измениться, а вместе с ней и рыночные тренды. Так, по прогнозу министерства сельского хозяйства США, американские фермеры в этом году засеют кукурузой наибольшие площади с момента окончания Второй мировой войны. В результате этой культуры может оказаться в изобилии, после того как урожай сокращался в течение двух последних лет. Уже сейчас такая перспектива заставляет трейдеров с опаской смотреть на перспективы роста цен: декабрьский фьючерс на кукурузу сейчас стоит на 18% меньше, чем контракт на ближайший месяц.

Нынешний год может стать третьим подряд, когда цены на сельхозпродукцию демонстрируют резкие подъемы и спады. Дальнейший рост котировок рискует усилить инфляционное давление в странах – импортерах продовольствия, в частности в Китае, который только начал смягчать денежную политику, чтобы поддержать темпы экономического роста. С другой стороны, существенное снижение цен подорвет один из источников роста в таких странах-экспортерах, как США и Бразилия.

«Ситуация неустойчивая и еще в течение какого-то времени будет таковой оставаться», – говорит Пэт Уэстхофф, директор Исследовательского института продовольственной и сельскохозяйственной политики при University of Missouri-Columbia. Многие факторы, вызвавшие недавние резкие скачки цен, сохраняются, заявили эксперты института, выступая в середине марта в конгрессе США.

Кукуруза за прошлую неделю подорожала на 4,34%, ценовой максимум был зафиксирован 16 марта ($6,73/бушель) – это самый высокий уровень с 2011 г. (максимум был зафиксирован 30 августа – $7,9), когда цены стали быстро падать из-за роста опасений относительно долгового кризиса в США и Европе и его возможных негативных последствий для экономики.

Соевые бобы на прошлой неделе подорожали на 2,71% – 16 марта бушель стоил $13,74 (максимум в 2011 г., 31 августа, – $14,62). Быстрый рост цен на них в последнее время объясняется сокращением производства. В Бразилии, крупнейшем мировом производителе, сильная засуха поразила урожай в штатах Парана и Риу-Гранди-ду-Сул, которые занимают 2-е и 3-е место по производству соевых бобов соответственно. Правительство Риу-Гранди-ду-Сул оценивает потери в 5 млрд реалов ($2,8 млрд). «Мы только сейчас начинаем осознавать реальные масштабы потерь», – признается Лаэрсиу Пилау, возглавляющий ассоциацию фермеров штата Риу-Гранди-ду-Сул. Государственная компания National Food Supply недавно снизила прогноз урожая в этом году с 69,2 млн т до 68,7 млн т, что на 8,7% меньше, чем сезоном ранее. А министерство сельского хозяйства США снизило прогнозы по Аргентине и Парагваю из-за сухой погоды. По оценке Эрин Фицпатрик, аналитика Rabobank, мировой урожай соевых бобов сократится в нынешнем сельскохозяйственном году на 7%; в процентном отношении столь значительного падения не наблюдалось с середины 1990-х гг.

Проблемы в Южной Америке ведут к росту цен, что особенно беспокоит крупнейшего мирового импортера соевых бобов – Китай, где они используются для кормления свиней. Также Китаю важна и судьба урожая кукурузы.

Если предложение на мировом рынке сократится, возрастет риск того, что крупнейшие страны-экспортеры введут пошлины или ограничат поставки за рубеж сельскохозяйственной продукции, чтобы не допустить ее нехватки и сдержать рост цен на внутреннем рынке. В начале марта так поступила Индия, запретившая экспорт хлопка (страна занимает 2-е место в мире по его экспорту после США), чтобы ограничить рост цен в стране и обеспечить свою текстильную промышленность достаточным количеством сырья. Это вызвало новый скачок цен и протесты как местных фермеров, так и Китая, крупнейшего импортера хлопка. В течение прошедшего года Китай активно скупал его в свои стратегические резервы; по данным министерства сельского хозяйства США, в текущем сельскохозяйственном году на Китай приходится 15% мирового спроса на хлопок. Уже через неделю власти Индии отменили запрет, что привело к падению цен до трехмесячного минимума – несмотря даже на то, что правительство решило не давать экспортерам новых разрешений на вывоз.

Политические соображения могут играть существенную роль на сельскохозяйственном рынке, о них не стоит забывать, напоминает Майкл Суонсон, аналитик Wells Fargo. «Нынешний год будет очень волатильным, прошедшие события – это только начало», – предупреждает он.

Рост цен на сельскохозяйственную продукцию отразится на потребителях во всем мире. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Организации Объединенных Наций, в феврале мировые цены на продовольствие выросли на 1% по сравнению с январем. Правда, они пока остаются на 10% ниже пика, достигнутого в феврале 2011 г.