Садится на мель

Замедление экономики становится более широкомасштабным – к торможению предложения присоединяется замедление роста спроса, показывает индикатор РенКап-РЭШ. Официальная статистика этого пока не показывает

Рост доходов на 2–3% при исторически минимальной инфляции не выглядит впечатляющим, учитывая повышение выплат силовикам, рассуждает Владимир Тихомиров из ФК «Открытие»; высокий рост розницы не может быть долгим – у роста кредитования и снижения сбережений, поддерживающих расширение спроса, есть свои пределы. Инвестиционная активность компаний остается слабой, у государства тоже нет достатка в инвестресурсах. «Фундаментально – если не будет институциональных изменений, то никаких серьезных драйверов роста не видно», – заключает Тихомиров, 3% в год – это максимум, на что способна экономика без реформ.

Замедление экономики, о котором сигналило торможение производства, стало более очевидным – тормозят и индикаторы спроса, пишут аналитики «Ренессанс капитала» и РЭШ в совместном регулярном мониторинге. Индикатор РенКап-РЭШ показывает, что рост экономики в I квартале замедлился до 3,1%. Несмотря на благоприятный инфляционный фон, падают темпы роста реальных доходов и розницы в сравнении с концом года. Хотя увеличенные бюджетные траты поддержат потребительский спрос (но и усилят инфляционное давление), что в итоге может повысить годовой рост ВВП до 3%, полагают «Ренессанс» и РЭШ, их прогноз роста экономики на 2012 г. минимален – 2,3%.

Квартальная оценка была сделана до выхода данных Росстата за февраль, которые показали ускорение роста розницы (в годовом сравнении) с 6,8% в январе до 7,7% в феврале (в феврале 2011 г. база также была выше, чем в январе), реальных доходов – с 2,3 до 3,1%. Однако лишний день високосного года может добавить показателям до нескольких процентных пунктов, напоминает Александр Морозов из HSBC (например, промышленности – до 4,3% из 6,5% роста в годовом сравнении). Крайне низкая для этого времени года безработица говорит о напряженности рынка труда, что может ускорить рост зарплат и поддержать спрос, не согласен он с выводами «Ренессанса» и РЭШ: «Пока торможения внутреннего спроса не видно, чему послужили и ускоренные бюджетные расходы». Ими, а также низкой базой, поддержан 15%-ный рост инвестиций в январе – феврале (годом ранее был спад), считает Морозов. Замедления внутреннего спроса можно ожидать во втором полугодии – на фоне ускорения инфляции, сокращения внешнего спроса на экспортные товары, замедления госрасходов в IV квартале (из-за их более равномерного расходования с начала года), считает он.