Вектор


IPhone для банкротства

Котировки американского сотового оператора Sprint Nextel упали во вторник на 5% – после выхода пессимистичного отчета Sanford C. Bernstein. Аналитик этой компании Крейг Моффет заявил, что с вероятностью 50% в течение ближайших пяти лет Sprint станет банкротом. Основанием для такого прогноза стал анализ цены на кредитные дефолтные свопы по бумагам этой компании (это инструмент, который позволяет при дефолте по долгам компании вернуть инвестиции). Кроме того, Sprint расплачивается за неудачную покупку оператора Nextel, работающего в стандарте связи, несовместимом с сетью Sprint. Большая часть абонентов Nextel уже давно перебежала к другим операторам, а Sprint до сих пор тратит большие средства на содержание сети этой компании.

А последний гвоздь в гроб Sprint может забить Apple, планирующая выпустить в этом году iPhone с поддержкой связи четвертого поколения. Чтобы люди смогли воспользоваться сверхскоростным интернетом, у операторов должны быть сети, способные выдержать большие нагрузки. У AT&T и Verizon такие сети есть, у Sprint – нет. Ей придется полностью модернизировать сеть, что, по мнению Бернштайна, очень рискованно, учитывая непростое финансовое положение компании. Но выхода нет – Sprint уже согласилась купить у Apple телефонов на $15 млрд.

Слились в бумаге

Федеральная антимонопольная служба вчера разрешила шведской группе SCA (производитель туалетной бумаги и средств гигиены под марками Zewa, Libero, Libress, Tena) приобрести ЗАО «Джорджия-пасифик» – принадлежащего американской Georgia-Pacific производителя туалетной бумаги Lotus и других средств гигиены. Эта сделка – часть более крупной, в ходе которой SCA покупает европейский бизнес Georgia-Pacific за 1,32 млрд евро, сказали в российском офисе SCA. Закрыть сделку шведская компания хочет к концу II квартала после получения санкции властей. Покупка производителя, владеющего 15 заводами в Европе, увеличит долю SCA на европейском рынке гигиенической бумажной продукции с 25 до 35%, пишет SCA в презентации для инвесторов. Но на российском рынке покупка не отразится – незадолго до сделки Georgia-Pacific продала лицензию на производство, продажу и маркетинг туалетной бумаги и салфеток Lotus компании «Мется Тиссью».

Минус к репутации

С начала марта уже второй клиент «Газпрома» из числа стран бывшего социалистического блока планирует сократить закупки у концерна, рассчитывая на европейский спотовый рынок. Сначала это была Украина. Теперь – польская PGNiG. Компания пытается добиться скидки от «Газпрома» в стокгольмском арбитраже. Но безрезультатно. Поэтому ее цель – снизить закупки у «Газпрома» до минимального лимита по «бери или плати» (85% контрактных объемов), а остальное закупать на спотовом рынке, в том числе у немецких трейдеров, которые продают тот же российский газ, но дешевле, заявил замглавы PGNiG Радослав Дудзинский. О более дешевых поставках российского газа из Германии стало известно еще в прошлом году. В IV квартале благодаря этим закупкам PGNiG неожиданно для рынка сократила расходы и показала серьезную прибыль.

Для «Газпрома», конечно, не критически важны 15% поставок в Польшу – это примерно 1,5 млрд куб. м в год, сотая часть экспорта в Европу. Но для репутации «Газпрома» это минус: лишнее подтверждение того, что для западных клиентов он соглашается идти на уступки, для восточных – нет, и экономически это необоснованно, только политика. Впрочем, сам «Газпром» считает, что спотовый рынок все равно всех не спасет: слишком низки там объемы торгов, заявлял концерн, приводя в пример зиму этого года, когда европейцы столкнулись с дефицитом газа.

Короче и дороже

Всего неделю назад директор по продажам «Уралкалия» Олег Петров рассчитывал подписать контракт с китайскими клиентами, одними из крупнейших покупателей калия, в апреле-мае. Переговоры шли сложно, китайцы рассчитывали на скидки, но уже вчера Белорусская калийная компания (БКК, эксклюзивный трейдер «Уралкалия» и «Беларуськалия») сообщила, что подписала с китайскими Sinochem и CNAMPGC контракт на поставку удобрений во II квартале 2012 г. Цена не изменилась – $470/т, объем – 400 000 т с опционом на 100 000 т, но срок контракта сократился с полугода до трех месяцев. Похоже, именно в этом заключается секрет успеха переговорщиков БКК: они накануне посевной, когда рынок лихорадит, позволили китайским клиентам застраховать свои риски на случай, если в течение года калий подешевеет. У «Уралкалия» свой расчет. Более короткий контракт «позволит нам реализовать максимальные возможности с точки зрения увеличения цен на нашу продукцию уже с III квартала», объясняет гендиректор компании Владислав Баумгертнер. Посмотрим, чей расчет оправдается.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).