Кресло на кону

WSJ спросила рекрутеров, топ-менеджеров и коучей об ошибках, которых следует избегать во время борьбы за высшие посты крупных компаний. Получился довольно внушительный список

Советы директоров редко обнародуют требования, которым должны соответствовать топ-менеджеры, чтобы получить пост в руководстве компании. «В большинстве организаций плохо организован процесс информирования топ-менеджеров о том, какие качества нужны им для победы в карьерной гонке. Обычно кандидаты участвуют в состязаниях вслепую», – говорит Джон Бисон, консультант по планированию замещений и автор книги о продвижении топ-менеджеров по карьерной лестнице «Негласные правила» (The Unwritten Rules).

Требования к топ-менед-жерам – такая большая загадка, что рекрутинговой компании Spencer Stuart пришлось составить специальный справочник для внутренних кандидатов. Многие вопросы «всплывают непосредственно во время гонки за руководящие посты», утверждается в 10-страничном документе. С 2009 г. справочником воспользовалось примерно 20 компаний, говорит Джеймс Ситрин, глава подразделений по подбору гендиректоров и членов советов директоров компании в Spencer Stuart.

Хедхантеры, топ-менеджеры и коучи помогли WSJ составить список ошибок, которых следует избегать внутренним кандидатам на высшие посты в крупных компаниях. Вот некоторые из них:

Не торопитесь

Избегайте слишком раннего появления информации о вашем назначении в СМИ. Как только вас назовут официальным преемником, малейшую вашу ошибку будут раздувать и преувеличивать. Вы также рискуете вызвать разлад в коллективе, так как сотрудники часто непродуктивно тратят время на попытки вычислить будущего преемника, предостерегает Грег Бреннемэн, бывший гендиректор Burger King.

Марк Филдс, президент операционного подразделения Ford в Южной и Северной Америке, уже нарушил это правило. Его сейчас рассматривают как преемника Алана Маллали, который скорее всего покинет пост гендиректора компании в ближайшие два года. В прошлом месяце Филдс появился на веб-странице газеты The New York Times. Статья о нем была озаглавлена «Мистер инсайдер в Ford, в ожидании короны» (Ford’s Mr. Inside, In Sight of the Crown). В интервью Филдс сказал, что его бизнес-подразделение обрадовалось известию о его предполагаемом назначении. Однако он уклонился от ответа на вопрос, каковы его реальные шансы руководить Ford. В интервью с WSJ источник, близкий к компании, подчеркнул, что Филдс «не единственный внутренний кандидат на пост гендиректора компании».

Не избегайте внимания

Борьба за кресло руководителя может продолжаться годами. В октябре 2011 г. компания Disney объявила, что нынешний гендиректор Роберт Айгер покинет свой пост в марте 2015 г. Это заявление моментально породило соперничество между Томасом Стаггсом, возглавляющим подразделение по тематическим паркам Disney, и Джеем Расуло, финансовым директором компании.

Объявив заранее об отставке, Айгер тем самым поставил обоих топ-менеджеров в сложное положение. В справочнике Spencer Stuart на эту тему написано следующее: до того как совет директоров Disney продвинул Айгера с должности президента компании на пост гендиректора, он «управлял так, будто находится в стеклянном домике, где все выставлено напоказ». Disney это заявление прокомментировать отказалась.

Советы директоров постоянно оценивают действия внутренних кандидатов, «хотя это и не всегда бросается в глаза», замечает Дэннис Кэри, заместитель председателя совета директоров рекрутинговой компании Korn/Ferry International. Тем не менее, предупреждает Ситрин из Spencer Stuart, даже хорошая кандидатура может провалиться, если «вместо того, чтобы хорошо работать, менеджер будет вести себя как на сцене».

Доверьтесь подчиненным

Один успешный руководитель из розничного бизнеса сказал, что этот совет помог ему несколько лет назад победить в чрезвычайно острой борьбе за должность в компании. Внутренний наставник, которому он доверял, потребовал, чтобы топ-менеджер исключил из своей речи местоимение «я» и прекратил «регулярно раздавать вознаграждения просто по результатам работы».

Награждая кого-либо за проделанную работу, «покажите, что вы тоже имеете непосредственное отношение к достигнутым успехам», советует консультант Бисон. Вы также должны лично представить и провести презентацию важных проектов подчиненных руководству, добавляет он. Даже ответственность за допущенные подчиненными ошибки лучше брать на себя, советует Джон Вуд, заместитель председателя совета директоров рекрутинговой компании Heidrick & Struggles.

Дружите с соперниками

В феврале 2011 г. Johnson & Johnson назвала своим новым гендиректором Алекса Горски. Его главным конкурентом в борьбе за кресло была заместитель председателя совета директоров компании Шери Маккой. Топ-менеджеры, похоже, близкие друзья. «Они выработали общую позицию по этому вопросу, которая звучала так: «Если выиграешь ты, я все равно буду работать с тобой, и наоборот», – вспоминает один рекрутер из фармацевтической отрасли. Горски, вполне вероятно, оставит в компании Маккой, сделав ее операционным директором, говорят источники, близкие к компании. «Совет директоров очень хочет, чтобы они вместе управляли Johnson & Johnson в ближайшие 10 лет», – замечает один из источников. Официальный представитель компании от комментариев на эту тему отказался.

Оставайтесь собой

Нужно научиться балансировать между двумя крайностями: с одной стороны, суметь показать себя сильным командным игроком, с другой – дать понять, что «у вас есть все способности, чтобы делать работу самому», говорит один топ-менеджер, проигравший битву за высокую должность именно потому, что не смог разрешить эту дилемму.

Демонстрировать одновременно и лояльность и независимость трудно, это настоящее искусство, соглашается Дэвид Дотлич, председатель совета директоров Pivot Leadership, коучинговой компании, обучающей топ-менеджеров.