ПФР считает до двух жалоб


В прошлом году ПФР столкнулся с массовыми жалобами от застрахованных, обнаружившими, что их накопления ушли в неизвестный им НПФ. В результате ПФР впервые расторг в нескольких регионах трансферагентские соглашения с НПФ «Благосостояние», «Норникель» и «Ренессанс жизнь и пенсии».

Пенсионный фонд России ограничит перевод накоплений в НПФ, у которого в течение двух месяцев есть как минимум две неурегулированные жалобы от граждан о незаконном переводе их пенсионных накоплений. Изменения предлагается внести в типовой договор, документ размещен на сайте Минфина.

Предлагаемый максимальный срок расторжения – три года, если суд установит, что НПФ ненадлежащим образом проверял договоры, принесенные его агентами. Урегулированной жалоба будет считаться или при вынесении решения судом, или при письменном отказе от жалобы самим застрахованным.

По итогам 2011 г. в ПФР поступило 6,6 млн заявлений на перевод пенсионных накоплений (в 2010 г. – 4,77 млн.). ПФР принял отрицательные решения по 1,4 млн из них, что больше, чем в 2010 г. «Необходима система мер, которая заставит НПФ исключить подделку договоров», – говорит представитель ПФР Марита Нагога.

«Хорошо, что регуляторы установили четкие критерии того, что считать неурегулированным обращением», – говорит председатель совета фонда «Ренессанс жизнь и пенсии» Олег Киселев. Однако двух месяцев для судебного разбирательства по незаконному переводу накоплений недостаточно, считает он, суды рассматривают такие дела 1–6 месяцев. «Главное, что могло бы урегулировать проблему, – возможность для граждан оперативно, в досудебном порядке возвращать свои накопления обратно», – полагает он.

ПФР предлагает штрафовать НПФ на 300 000–500 000 руб. за каждый фальшивый договор, а также предусмотреть внесудебный возврат накоплений в фонд, из которого они были незаконно выведены, рассказывает Нагога. Это требует поправок в КоАП и законы, что займет больше времени, чем изменение приказа Минфина, поясняет она.