Вектор


Запрос на имя премьера Владимира Путина от депутата Сергея Каргинова и иск миноритарного акционера «Башнефти» Светланы Проскуряковой, направленные на прошлой неделе, – это «проблема», над решением которой работают акционеры «Башнефти», признал в эфире телеканала «Дождь» основной совладелец АФК «Система» (контролирует «Башнефть») Владимир Евтушенков. Каргинов и Проскурякова пытаются оспорить права «Башнефти» на крупные месторождения им. Требса и Титова с суммарными запасами 140 млн т нефти. Менеджеры «Системы» ранее называли их претензии несущественными – они якобы даже не обсуждались на недавнем совете директоров нефтяной компании.

Евтушенков признал, что победа «Башнефти» на конкурсе по месторождениям им. Требса и Титова в 2010 г. «может кому-то не нравиться», но заказчиков атаки не назвал. В частности, он отказался комментировать версию о том, что в этих месторождениях может быть заинтересован вице-премьер Игорь Сечин и курируемая им «Роснефть», «не потому, что очень страшно», а из-за того, что «никогда ни с кем не выяснял отношений через прессу». Если за атакой стоят частные компании, Евтушенкову, конечно же, стоит воспринимать проблему всерьез. Но при этом сил у «Системы» и «Башнефти» вполне хватит, чтобы защитить актив. А вот если за дело взялась «Роснефть», то лучше не воевать, а договариваться. Вопрос только в том, каковы аппетиты того, кто стоит за Каргиновым и Проскуряковой.

Заступничество от Google

Крупнейший в мире поисковик Google выступил в защиту файлообменного сервиса Hotfile, закрытия которого требует через суд Американская киноассоциация (MPAA). Кинокомпании считают, что Hotfile используется в основном для обмена контентом, нарушающего авторские права. Google же не согласна с правообладателями не только по форме, но и по сути их обвинений. Ведь судебное закрытие обменных сервисов означает фактическое признание того, что провайдеры несут полную ответственность за все файлы, которые хранят пользователи на их серверах. Недавнее закрытие аналогичного сервиса Medaupload и арест его администраторов тому лишнее подтверждение. А это, в свою очередь, означает, что судьба файлообменных сервисов может постичь и более респектабельные проекты – например, принадлежащий Google Youtube или любые другие проекты с пользовательским контентом. Факт заступничества Google свидетельствует о том, что противостояние правообладателей и интернет-компаний накалилось до предела. В прошлом году крупнейшим компаниям даже пришлось написать открытое письмо против цензурирования интернета при помощи закона Stop Online Piracy Act (SOPA). Но дело Megaupload и атака на Hotfile говорят о том, что чаша весов Фемиды пока склоняется в сторону противников полной свободы в сети.

Системная проблема

Отнять, но не поделить

Власти Великобритании обсуждают предложение минфина увеличить налог на элитную жилую недвижимость (гербовый сбор) – сейчас берут 5% от стоимости жилья дороже 1 млн фунтов стерлингов, а предлагают – 7%, но только с недвижимости стоимостью от 2 млн фунтов.

Рынок недвижимости Лондона переживает настоящий бум – за первые 11 недель этого года объем продаж домов стоимостью от 5 млн фунтов вырос на 98% по сравнению с тем же периодом прошлого года, подсчитало агентство Knight Frank. Повышение налога вряд ли сократит число желающих обзавестись дорогой недвижимостью в британской столице – Лондону нет равных по совокупности качеств, привлекательных для миллионеров, – деловому климату, безопасности и комфорту проживания, уровню сервиса и т. д: если человеку нужен здесь дом, он его купит, объясняют эксперты. Повышая налог и одновременно увеличивая порог стоимости жилья, правительство не создает угрозы для рынка, но побуждает людей, покупающих дом за домом, не зацикливаться на инвестициях в недвижимость. Эта мера может заставить богатых вкладываться в другие отрасли экономики, а не разгонять до неприличия цены на недвижимость. В России же идея введения налога на дорогую недвижимость в обсуждаемом сейчас виде, похоже, преследует одну цель – отнять и поделить.

Не тенденция, однако

Вчера на ММВБ-РТС сразу на 40% подорожали бумаги компаний «Война и мир» и «Морион». Причем «Морион» за несколько дней подорожал более чем в 7 раз. За последнее время это уже не первый случай, когда на ММВБ-РТС бумаги низколиквидных компаний значительно дорожают в рамках одной торговой сессии. Недавно акции Тучковского комбината строительных материалов за день выросли более чем на 100% (вчера они упали на 15,9%). ФСФР считает, что рост акций «Мориона» не соответствует рыночным тенденциям, сообщил представитель службы, но что в связи с этим будет делать ФСФР, обсуждать отказался. Впрочем, это и не важно. ФСФР регулярно запрашивает у биржи информацию о сделках, связанных с аномальным поведением разных бумаг, но этим дело, как правило, ограничивается. Может быть, бирже стоит изменить правила, чтобы в ее котировальные листы не попадали случайные для фондового рынка компании?