Официальные дилеры увеличили продажи подержанных машин

Официальные дилеры увеличили продажи подержанных автомобилей, пока этот рынок падал, свидетельствуют данные журнала «Автобизнесревю». Но их доля в продажах авто с пробегом все равно невелика – лишь 4%

«Автобизнесревю» собрал статистику по 56 компаниям, из которых 24 – московские, 10 – петербургские и 22 – региональные. В большинстве случаев подсчеты издания основаны на данных, предоставленных дилерами, но, если те отказывались раскрывать свои продажи, «Автобизнесревю» использовал данные участников рынка и собственные оценки (рэнкинг см. на www.vedomosti.ru).

За 2011 г., следует из рэнкинга, топ-50 компаний продали 96 000 автомобилей с пробегом – на 35,6% больше, чем в 2010 г. При этом, по оценке агентства «Автостат», весь рынок подержанных авто в 2011 г. сократился на 3% и составил 3,98 млн шт. Таким образом, доля официальных дилеров на этом рынке хотя и выросла, но по-прежнему мала: 50 крупнейших компаний заняли 2,4% рынка в количественном выражении, говорит главный редактор «Автобизнесревю» Сергей Баранов. Долю всех официальных дилеров в продажах подержанных автомобилей он оценивает в 4%, или порядка 160 000 авто за 2011 г., продолжает он. Тем не менее тенденция налицо, считает Баранов: люди все чаще делают выбор в пользу покупки проверенного автомобиля у дающего гарантии продавца.

В Москве эта тенденция заметнее, чем в регионах, в том числе за счет схемы trade-in: в столице официальные дилеры контролировали в 2011 г. 27% рынка подержанных автомобилей (65 000 автомобилей) против 20% в 2010 г., рассказывал на конференции агентства «Автостат» руководитель аналитического центра группы «Рольф» Андрей Измалков. Но уже в Петербурге эта доля не превышает 6%. Лидеры рейтинга выручку от продаж автомобилей с пробегом не раскрыли, известно лишь, что средняя цена одного такого автомобиля у участников рейтинга составляет около 680 000 руб. (на 3% больше, чем в 2010 г.), говорит Баранов.

При замедлении темпов роста автомобильного рынка все больше дистрибуторов автомобилей будут поддерживать развитие в своей дилерской сети продаж машин с пробегом – в том числе как дополнительной возможности продать новый автомобиль, взяв в зачет части суммы старый, говорил председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Дэвид Томас. Кроме того, на подержанных автомобилях дилеры зарабатывают больше: средняя рентабельность продаж новых автомобилей по массовым маркам в России стремится к европейским показателям в 3–4%, тогда как маржа на подержанных автомобилях даже у европейских дилеров составляет 8–10%.

В среднем официальные дилеры продают на 12 новых автомобилей один с пробегом. У лидеров этот показатель доходит до одного к пяти, говорит Баранов. Всего пять компаний, свидетельствуют данные «Автобизнесревю», за год продали больше 5000 авто с пробегом, планку в 2000 преодолели 12 дилеров. Лидер рэнкинга – группа Major, продавшая 14 348 автомобилей, далее следуют «Рольф» – 9826 автомобилей, «Автомир» – 7312 и «Фаворит моторс» – 7033 автомобиля. Менеджеры этих компаний подтвердили, что данные журнала точны.

Наилучшая динамика продаж у тех компаний, кто недавно серьезно занялся развитием продаж машин с пробегом, – московской Genser (3409 автомобилей, +145,4%), поволжского «Транстехсервиса» (1420 авто, +100%), петербургской «Мега-авто» (2468, +90%), отмечает Баранов.

Основной тенденцией 2011 г. Баранов называет открытие дилерами специализированных площадок для работы с подержанными автомобилями.