Техника для стройки

Российский рынок спецтехники восстанавливается после кризиса, и производители надеются на дальнейший рост благодаря многочисленным масштабным стройкам. Но российские производители спецтехники постепенно уступают рынок иностранцам

Выручили за спецтехнику. 600

млрд руб. – столько, по оценкам аналитика БКС Богдана Зыкова, в 2011 г. российские и иностранные производители спецтехники заработали на ее продаже в России. Это на 10% больше, чем годом ранее. При этом на долю спецтехники на базе грузовиков (самосвалы, автобетоносмесители, краны, кунги и др.) пришлась примерно треть от общего объема.

По подсчетам «Инвесткафе», в прошлом году в стране было продано 38 728 новых грузовиков и единиц спецтехники (без учета легких коммерческих автомобилей с массой до 6 т и автобусов), что на 51,1% больше, чем в 2010 г.

Все больший интерес у российских покупателей вызывает техника иностранных производителей: Caterpillar, John Deere, Komatsu, Isuzu, Hyundai и др. Доля иностранной спецтехники на нашем рынке сейчас составляет около 40% и неуклонно растет, отмечает аналитик БКС Богдан Зыков: «Падение спроса на российскую спецтехнику не спасает даже ее дешевизна: отечественные аналоги в среднем дешевле импортных на 30–50%, но по качеству заметно уступают им».

В 2011 г. самыми востребованными видами спецтехники, которую выпустил УАЗ, стали автомобили с бортовой платформой и фургонами (промтоварными, изотермическими) на базе автомобилей Isuzu NPR и NQR, а также бронеавтомобилей Isuzu, сообщила пресс-служба «Соллерса». По словам менеджера нижегородского производителя спецтехники «Нижспецавто», при одинаковом уровне пробега затраты на эксплуатацию Isuzu в три раза меньше, чем на аналогичный российский автомобиль.

Лидерство по продаже спецтехники полной массой 6–16 т в России среди иностранных производителей принадлежит Hyundai: в 2011 г. компания продала 5239 автомобилей, что на 27,7% больше, чем в 2010 г., знает аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин. Однако по темпам роста продаж в прошлом году (215,7% к 2010 г.) лидирует японский бренд Hino.

Русские не сдаются

Несмотря на обостряющуюся конкуренцию с иностранными производителями, российские автозаводы не спешат сдаваться и говорят, что уже поработали над качеством своей продукции.

Менеджер самарского завода «Сокол», производящего краны, в том числе автомобильные на базе шасси «Камаза», рассказал, что спрос на спецтехнику в России растет быстро: заказы расписаны на несколько месяцев вперед.

«Камаз» в 2011г., по данным пресс-службы, продал 19 200 единиц шасси и спецтехники (на четверть больше по сравнению с 2010 г.), в том числе на российском рынке – 17 600 единиц (рост на 24%). Доля продаж шасси под спецтехнику и самой спецтехники от общего объема продаж компании по итогам 2011 г. составила более 40%.

«По итогам 2011 г. доля «Камаза» на российском рынке в сегменте шасси и спецтехники полной массой 14–40 т достигла 56%, что является хорошим показателем, так как до кризиса в 2008 г. она не превышала 40%», – говорит директор департамента по связям с общественностью «Камаза» Олег Афанасьев. По его словам, увеличение продаж в минувшем году было обусловлено как общим ростом спроса на рынке, так и активными усилиями компании по продвижению спецавтотехники на шасси «Камаза» (сейчас насчитывается более 1600 моделей, модификаций и вариантов комплектации спецтехники), повышением потребительских свойств шасси, освоением новых видов и модификаций спецтехники на шасси «Камаза».

Афанасьев рассчитывает на сохранение тенденции роста продаж спецтехники и в этом году. Для удержания высокой доли «Камаза» на российском рынке в сегменте спецтехники компания намерена расширить количество спецнадстроек на своем шасси, более тесно сотрудничать с официальными партнерами – заводами – изготовителями спецнадстроек (сейчас их более 230 в России), повышать качество автотехники, улучшать ее сервисное обслуживание и предлагать клиентам различные лизинговые схемы приобретения спецтехники.

По данным пресс-службы группы ГАЗ, при общем объеме продаж в 90 500 автомобилей реализация спецтехники через дилерскую сеть ГАЗа достигла около 25 000 единиц. Общий объем рынка спецтехники на базе моделей ГАЗа (более 300 вариаций) в 2011 г. составил примерно 40 000 единиц. Продажи спецтехники на базе автомобилей «ГАЗ» в 2011 г. выросли на 60% по сравнению с 2010 г.

Основной объем продаж в секторе LCV пришелся на изотермические и промтоварные фургоны, а также фургоны для перевозки хлеба. По среднетоннажным грузовикам наиболее востребованными моделями спецтехники оказались самосвалы, вакуумные автомобили, мусоровозы, изотермические фургоны, топливные автоцистерны и топливозаправщики, а также цистерны для пищевых жидкостей. Cейчас, по оценкам самой компании, группа ГАЗ занимает более 65% российского рынка спецтехники.

Автозавод «Урал» группы ГАЗ в 2011 г. выпустил около 11 000 грузовиков, из которых 4500 продано заводам – доработчикам спецтехники, сообщила пресс-служба группы. «На базе «Уралов» собирается спецтехника для нефтегазовых, строительных и других компаний: установки для бурения скважин, краны, автотопливозаправщики, цистерны, пожарные машины – всего более 250 видов», – пояснил сотрудник пресс-службы.

«Урал» сотрудничает с более чем 50 заводами – изготовителями спецтехники и сам производит вахтовые автобусы (в 2011 г. была выпущена модернизированная версия на рессорной подвеске) и самосвалы. Объемы их производства в 2011 г.в компании не назвали.

Заказов хватит всем

Значительные объемы работ по выпуску спецтехники российские автозаводы передают сторонним организациям.

Большая часть спецтехники на шасси «Камаз» изготавливается сторонними организациями, дочерними же обществами «Камаза» освоено производство емких сегментов рынка спецавтотехники – автобетоносмесителей и автобетононасосов, вахтовых автомобилей и автоцистерн, сообщила пресс-служба автозавода. Более 80% от общего объема продаж шасси и спецтехники по итогам 2011 г. «Камаз» реализовал в виде шасси и чуть меньше 20% – в виде уже готовой спецтехники. «Целесообразность данного подхода состоит в более полном удовлетворении требований потребителей, что достигается тем, что заводы – изготовители спецавтотехники или дилеры совместно с заводами – изготовителями спецавтотехники тесно работают с конкретным клиентом. Плюсом также является удобство логистики», – говорится в ответе пресс-службы «Камаза».

ГАЗ также отдает значительную часть работы по изготовлению спецтехники компаниям-доработчикам. Часть компаний закупает базовое шасси, самостоятельно его дорабатывает и занимается реализацией. Другие компании работают по «давальческой» схеме: ГАЗ поставляет этим компаниям машины для доработки, а впоследствии реализует через собственную дилерскую сеть.

«Каждый крупный производитель выбирает стратегию работы со спецтехникой исходя из конкретных условий своего бизнеса, особенностей производства, планирования и логистики. Стратегию ГАЗа в этом направлении можно сформулировать как «80 на 20»: цель ГАЗа – самостоятельно производить 20% наиболее востребованных модификаций спецтехники, которые обеспечивают 80% объема продаж. Соответственно, оставшиеся модификации будут производиться компаниями-партнерами. В настоящее время Горьковский автозавод самостоятельно производит более 60% спецтехники, выпускаемой на базе шасси ГАЗа», – сообщает пресс-служба компании.

«Сам производитель техники не может точно спрогнозировать спрос на конкретный тип кузова, за исключением наиболее популярных, многоцелевых вариантов (самосвал). И именно поэтому концерны перекладывают эту обязанность на отдельные подразделения либо на частных производителей», – комментирует Маркин из «Инвесткафе».

Сейчас российский рынок спецтехники растет умеренными темпами, на 10–15% в год, и в ближайшее время вряд ли темпы будут сильно увеличиваться, прогнозирует Зыков из БКС. «Рост спроса на спецтехнику напрямую зависит от объемов строительства в стране. Например, в Южном федеральном округе с началом строительства олимпийских объектов в Сочи продажи всех видов техники подскочили в несколько раз. Однако пока объемы строительных работ в России растут скромными темпами, на 7–10% в год, и значительного бума здесь ждать также не приходится», – говорит он.

Китайцы наступают

Занять свою нишу на российском рынке спецтехники пытаются и китайцы. «Многие российские заводы имеют ограниченные возможности по наращиванию своих производственных мощностей. При этом стране нужно все больше спецтехники для всевозможных строек. Этим пользуются азиатские производители, особенно китайские», – комментирует менеджер благовещенской компании «СВС-Техторг», специализирующейся на продаже спецтехники из Китая. По его словам, среди российских потребителей популярностью пользуются такие китайские грузовики, как Howo, Dong Feng, Camc, Faw, Foton, самосвалы Shaanxi.

Впрочем, пока всерьез говорить о «китайской угрозе» для российского автопрома не приходится: экспансию китайской спецтехники сдерживает отсутствие в России развитой сети технического обслуживания из-за нежелания китайских производителей сертифицировать свою продукцию в России. Говорить о перспективе создания российско-китайских автомобильных альянсов тоже преждевременно, отмечает Зыков из БКС. «Российские производители готовы создавать совместные производства только при условии приобретения ими технологического цикла, в свою очередь китайцы хотели бы не просто открыть производство своих машин в России, но хотя бы частично контролировать технологический процесс и коммерческую деятельность заводов, на которых осуществляется сборка», – комментирует эксперт.