Вектор


Реформы с разным вектором

Через год госхолдинг «Связьинвест» должен прекратить существование как самостоятельная компания – он станет частью объединенного «Ростелекома». Таков смысл указа, подписанного на выходных президентом Дмитрием Медведевым (см. статью на стр. 11). Если этот срок будет соблюден, то на реформу «Связьинвеста» уйдет почти четыре года, если считать с момента принятия решения о присоединении межрегиональных компаний (МРК) к «Ростелекому» (июнь 2009 г.), или почти 13, если считать с того времени, когда «Связьинвест» приступил к объединению региональных «электросвязей» в МРК (2000–2001 гг.). Второй вариант сопоставим со сроком реформы электроэнергетики – Анатолию Чубайсу потребовалось на нее около 10 лет. Но вот результаты двух реформ кардинально разные – при всей внешней схожести. Да, «Связьинвест» будет упразднен, как было упразднено и РАО «ЕЭС России». Но итогом реформы Чубайса стало превращение полностью государственной электроэнергетической компании в несколько компаний, конкурирующих друг с другом (правда, крупнейшие из них все же остались под крылом государства). Итогом реорганизации «Связьинвеста», напротив, станет создание государственного – пусть и с частными инвестициями – гиганта, который будет пытаться конкурировать с частными операторами. Едва ли очень успешно: государственная машина управления, как известно, неповоротлива.

Москва маниловская

Британская группа Z/Yen по достоинству оценила усилия российских властей по строительству международного финансового центра. В индексе глобальных финансовых центров (GFCI), который она рассчитывает, Москва опустилась на четыре позиции – до 65-го места, а Санкт-Петербург – на две, до 73-го. Всего в рейтинге 77 позиций. Компанию Москве и Петербургу составили такие мощные международные финансовые центры, как Таллин, Маврикий, Манила, Будапешт и Афины. Тройка лидеров осталась неизменной – Лондон, Нью-Йорк и Гонконг. Для составления рейтинга GFCI используются 79 сводных индексов мировых финансовых институтов и исследований ведущих компаний по секторам, а также опросы 1887 респондентов. На позицию в нем влияют пять главных критериев: квалифицированность кадров, качество бизнес-среды и инфраструктуры, доступ к рынку и общая конкурентоспособность. Если квалификация кадров – вопрос спорный, то по всем остальным критериям Москва, очевидно, находится далеко не то что от идеала, но даже от нормы. Достаточно попытаться доехать до «Москва-сити» и попытаться припарковаться там в будний день или вспомнить о том, с каким трудом шло обсуждение закона о Центральном депозитарии, чтобы понять это со всей очевидностью, без всяких рейтингов.

Питерские стоят сибирских

Минтранс предложил правительству выбрать между строительством высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом и инвестициями в расширение БАМа, написал президент РЖД Владимир Якунин в своем блоге (представитель Минтранса содержание письма не комментирует). «Сейчас, когда и Минфин, и Минэкономразвития, и практически все причастные ведомства согласовали проект решения правительства о реализации проекта ВСМ <...> профильное министерство направило документ в правительство с предложением выбрать, что для России важнее: построить ВСМ или направить деньги на расширение провозных возможностей БАМа!» – негодует Якунин. С пассажем Минтранса он не согласен: «Противопоставление абсолютно необъективно: стране нужна и ВСМ, и БАМ». Расходы на проекты сопоставимы: ВСМ в ценах 2010 г. оценивается в 626 млрд руб., модернизация БАМа – в 870 млрд руб. И основной инвестор, конечно, бюджет. Так что Минтранс можно понять.

Выпил – улетел

Возможности для рекламы у производителей крепкого алкоголя давно уже ограничены печатной периодикой, интернетом и прилавками магазинов. Но чем строже запреты, тем больше стимулов для творчества. «Русский стандарт» (производитель одноименной водки) объявил вчера о старте полугодовой промоакции, в течение которой каждый покупатель шестилитрового кейса водки получает авиабилет (туда – обратно) на одно из семи популярных направлений – например, Париж или Лондон. Цена такого кейса – 4500–6000 руб. (правда, акция предусматривает, что покупателю придется самому заплатить топливный и аэропортовый сборы). Представитель «Русского стандарта» говорит, что «билетных» кейсов больше 10 000.

Отдачу в виде возможного роста лояльности или узнаваемости марки так просто не измеришь. Но по крайней мере тратит компания на эксперимент немного. Указанный объем – около 10% продаж компании за месяц в России, затраты – в районе $2–3 млн, при том что, по оценкам экспертов, в год крупные водочные компании тратят на рекламу $50–120 млн.