Фильм "Атомный Иван": Физико-лирический соц-арт

«Атомный Иван» Василия Бархатова обладает крайне редким для российской романтической комедии свойством – это смешное кино
Сюзанна Дарни

«Атомный Иван» частично финансировался корпорацией «Росатом», и только ленивый не поинтересовался, как можно лепить привлекательный образ этой отрасли в стране, пережившей Чернобыль. Бархатов с честью и даже с некоторой элегантностью вышел из положения – подобно герою фильма, сумевшему органично вплести в спектакль и хор в кокошниках, и лаборантов с айпэдами.

Театральный вундеркинд Бархатов дебютировал в кино комедией с элементами научно-фантастической драмы из жизни физиков-ядерщиков. Красавица и умница Таня (Юлия Снигирь) живет в академгородке, обитатели которого поколениями работают на местной АЭС. Ее университетский бойфренд Ваня (Григорий Добрыгин) умеет симпатично «показать лосося» или залезть к возлюбленной в окно в костюме Зорро. Узнав, что беременна, героиня решает найти ребенку более серьезного и ответственного отца. Из столицы как раз приехал режиссер Аркадий (Денис Суханов), харизматик и авангардист.

Сценарий «Атомного Ивана» сочинил Максим Курочкин, один из лучших драматургов, пишущих сегодня по-русски. В его парадоксальном галлюциногенном мире драмкружок работников атомной станции стал поводом не для альманаха «Физики шутят», а для высокого межгалактического абсурдизма.

Хотя в первом фильме молодой режиссер чаще всего говорит о себе. Василий Бархатов, получивший в 24 года «Золотую маску» за постановку современной оперы в Мариинке, рефлексирует на тему собственного театрального опыта. Само комическое положение авангардиста Аркадия в любительском театре физиков-ядерщиков похоже на ситуацию, в которой оказывается молодой режиссер, когда ему после выпуска достается провинциальная труппа. Актеры в лучшем случае испытывают любопытство к его экспериментам, однако не сразу понимают и принимают необходимость изображать постапокалиптический гриб или радиоактивного монстра. Костюмы приходится мастерить из чего попало, репетиции все время прерывают то девочки в балетных пачках, то хор пожилых женщин в кокошниках, а племянник местного судьи жалуется начальству, что его пьесу не приняли к постановке.

На экране выясняют отношения три поколения атомщиков. Мама героя (Евгения Дмитриева) пересматривает раскрашенную копию «Девяти дней одного года». С бабушкой (Екатерина Васильева) можно серьезно поговорить о крушении амбиций и дозах облучения.

В «Атомном Иване» нет ни безупречного мастерства, ни выверенной логики жанра. Некоторые сюжетные линии брошены на полпути. В кадре иногда возникает сказочная цветокоррекция и клиповые анимационные вставки – из главного героя, например, в силу необычайных способностей постоянно лезут какие-то формулы. Оператор тоже не удерживается от бессмысленных, но милых шуток вроде ракурса, в котором головы собеседников в кафе закрывают два круглых цветных плафона. Но в итоге из этого складывается очень живое и обаятельное кино. Уязвимое, как человек в костюме морской звезды, который беспомощно шевелит плавниками, оно подкупает энергетикой добротного капустника и тем, что не соответствует ожиданиям. Не нужно задаваться лишними вопросами, почему люди в оранжевых скафандрах прыгают по кислотно-бирюзовой отмели. Во-первых, это красиво. А во-вторых, почему бы и нет.