Пасхальный фестиваль в Люцерне: Волшебный палец Аббадо

В Люцерне начался Пасхальный фестиваль: на открытии выступил Клаудио Аббадо со своим последним детищем – «Оркестром Моцарта» из Болоньи
Lucerne Festival

Люцернский Пасхальный фестиваль представляет в этом году программу, в которой нет изъяна – она идеальна. Дирижеры, оркестры, ансамбли подобраны высшего класса – что называется, creme de la creme европейской музыкальной элиты. Фестиваль открыл Клаудио Аббадо, сыграв Моцарта и Шумана; живая легенда аутентичного исполнительства Николаус Арнонкур во второй день продолжил программу ранними кантатами Генделя и Магнификатом Баха. Уже отпел, щегольнув мягким ровным звуковедением, английский «Хиллиард-ансамбль», и поразил исполнением двух реквиемов – Моцарта и Михаэля Гайдна – блестящий английский коллектив The King’s Consort.

На Бернарда Хайтинка возложена важная миссия: приобщить к тайнам мастерства молодых дирижеров – он ведет во втором фестивальном зале «Люцерн» мастер-классы и завершит преподавательскую программу собственным образцово-показательным выступлением с Оркестром Баварского радио. За пульт оркестра встанет и его законный шеф – Марис Янсонс и проведет с ним два концерта.

Хайтинку и Арнонкуру уже за 80, Аббадо на пороге 80-летия, Янсонс приближается к 70-летнему рубежу. Все они признанные лидеры музыкального мира и пользуются безоговорочным авторитетом у публики, которая в Люцерне – так уж сложилось – отчетливо возрастная. Все четверо из года в год с завидной регулярностью приглашаются на Пасхальный фестиваль с разными оркестрами.

Про Аббадо говорят: «Похоже, он обладает волшебным зеленым пальцем – все, на что он укажет, начинает расти, цвести и зеленеть». И это верно. Последний из созданных им оркестров – «Оркестр Моцарта» из Болоньи, которому выпала честь открывать фестиваль, – за краткое время достиг впечатляющих результатов. Оркестр прекрасно играет Моцарта, но ничуть не хуже – нововенцев или романтиков. Фантастически гибкий, чуткий коллектив, кажется, обладает собственным, независимым от дирижера мышлением.

На подиум вышел Аббадо – сосредоточенный, ломкий – и зал замер. Все понимали: сейчас здесь будут «делать музыку» всерьез, по гамбургскому счету.

Личный опыт жизни и смерти сквозил в его трактовке «Линцской»: сдержанный, негромкий пафос классицизма слегка оживлялся игривой «итальянистостью», коей в Моцарте немало. Но в целом это был очень серьезный Моцарт. В интерпретации Аббадо решающее значение приобретали вкус, элегантность и стиль – базовые ценности европейского исполнительства.

Сыграли скрипичный концерт Моцарта – превосходно, без тени слащавости. Аббадо вел солистку Изабель Фауст бережно, нимало не посягая на ее индивидуальную трактовку. Он никого не торопил и никуда не торопился. Ценность каждого звука возрастала неизмеримо: общий приглушенный тон игры, закатные краски, ностальгическая интонация.

Кульминацией программы стала Вторая симфония Шумана – просветленная медленная часть с красивейшим соло фагота. На сочинении лежала тень печали, она чувствовалась даже в радостно-гимническом финале.

Концентрированная музыкальная мысль вела дирижера куда-то за границы видимого мира. Он вершил священнодействие и сам казался верховным жрецом новой религии. На синем, как ночное небо, потолке зала сияли разнокалиберные звезды-лампы. И как тут было не вспомнить императив Канта о «звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас»?