Манфред Грундке: «Многолетние отношения Путина и Кнауфа начались еще в Петербурге»

Как компании Knauf удается избегать коррупции, работая на российском рынке стройматериалов почти 20 лет
С.Портер/ Ведомости

1989

менеджер по развитию аэрокосмических систем, управляющий директор по технологиям в Feinmechanische Werke Mainz

1997

исполнительный вице-президент Man­nes­mann Rexroth (с 2001 г. – Bosch Rexroth)

2004

председатель правления Bosch Rexroth AG

2008

управляющий компаньон, гендиректор и предправления группы Knauf

Кнауф и Путин

«Определенно господин [Николаус] Кнауф поддерживает очень хорошие связи с Россией, он любит русскую культуру. Он в России с 1993 г., а с 1999 г. он является почетным консулом России в Германии. Понимаете, это что-то очень личное и имеет для него большое значение. Это даже не связано с бизнесом. Думаю, что многолетние отношения между г-ном Кнауфом и г-ном Путиным начались с того момента, когда Knauf начала впервые инвестировать в Петербурге, тогда г-н Путин еще не был президентом России. В то время он работал в тогдашней должности в мэрии Санкт-Петербурга. Они встретились и договорились о вложении денег в Россию. Поэтому это многолетние личностные отношения. У меня тоже было несколько контактов с российскими должностными лицами, правда, они носят случайный характер. В прошлом году, например, я присутствовал при встрече [президента ФРГ] г-на Вульфа с г-ном Медведевым в составе германской делегации. Я встречаюсь с российскими политиками в составе делегаций. Мы знаем губернаторов в регионах, где находятся наши производства, т. е. это обычные деловые отношения, аналогичные тем, которые мы поддерживаем во всех других странах, поэтому Россия не является исключением».

Knauf

производитель стройматериалов. Владельцы: Николаус и Болдуин Кнауфы. выручка (2011 г.) – 5,7 млрд евро, из которых 15% приходится на Россию. численность персонала – 23 000 человек.

Скоростные трассы

«Люблю кататься на лыжах зимой. Две недели назад я катался на лыжах на скоростной трассе в Швейцарии. Люблю заниматься спортом, если у меня есть свободное время. Это то, что мне нравится. К сожалению, в Россию я приезжаю ненадолго, поэтому не успеваю перестроиться на местное время [чтобы покататься на горных лыжах здесь]».

История группы Knauf началась в разгар германского экономического кризиса 1930-х: как сообщается на сайте компании, «горные инженеры, братья Карл и Альфонс Кнауфы, были очарованы гипсом» и в 1932 г. начали разработку гипсового рудника в Шенгене. Сейчас компания, принадлежащая их сыновьям, Николаусу и Болдуину Кнауфам, является одним из крупнейших производителей стройматериалов в мире. К России Кнауфы начали присматриваться еще в 1970-е, открыв представительство в Москве. А в начале 1990-х удачно поучаствовали в приватизационных конкурсах, получив в собственность четыре завода (сейчас у Knauf 11 производственных предприятий в России). За исключением громкого скандала в Краснодарском крае в 1997 г., когда бывший директор «Кубанского гипса» попытался захватить власть на предприятии, вычеркнув Knauf из реестра акционеров, все у германских инвесторов в России сложилось хорошо. Какую роль здесь сыграло своевременное знакомство Николауса Кнауфа с Владимиром Путиным и как компания видит свое будущее на российском и мировых рынках, «Ведомостям» рассказал управляющий компаньон и гендиректор группы Манфред Грундке.

– Как сказался глобальный кризис на деятельности вашей компании во всем мире и на российском рынке в частности?

– Слава богу, кризис уже позади. И мы действительно от него пострадали <...> Нужно отметить, что кризис сказался не только на нас, но и на отрасли в целом. В результате кризиса строительная отрасль в России просела на 30%. Слава богу, в 2010 и в 2011 гг. отрасль оправилась от кризиса. Падение остановилось, и наши показатели в этом году и за прошлый год выше аналогичных показателей, которые наблюдались до кризиса. Россия серьезно пострадала от кризиса, и наша группа также. Правда, на некоторых рынках спад ощущался не так сильно, в частности в Западной Европе, а вот в Испании и США, наоборот, ситуация была плохая.

– А как вам новая волна кризиса?

– Сегодня это кризис невозврата внешних долгов. Мы имеем серьезные проблемы в Греции. Я считаю, что сейчас объем бизнеса в Греции упал на 30%. Сегодня мы наблюдаем неготовность правительств инвестировать, в частности, в южной части средиземноморского региона и в Италии, где наблюдается спад. Бизнес в Испании все еще не оправился от прошедшего глобального кризиса. Поэтому можно сказать, что ситуация там действительно плохая. Бизнес в США все еще находится в кризисе, в частности строительная отрасль. Если взять остальные страны, то благоприятное развитие наблюдается в Германии, Западной Европе и России.

– А что вы можете сказать о других странах BRIC: Бразилии, Китае, Индии?

– В настоящий момент мы много инвестируем в Бразилии. Там очень хорошая экономика, у них есть природные ресурсы и стабильная политическая ситуация. Их рынок интересен для нас. Мы инвестируем также в Китае. Наш бизнес в Китае относительно небольшой, но успешный. Сегодня мы можем внедрять там наши новые строительные материалы. Что касается Индии <...> На сегодняшний день у нас нет бизнеса в Индии.

– Может, у вас есть какие-либо планы на этот счет? Индия – растущий рынок.

– Пожалуй (улыбается). Да, Юго-Восточная Азия развивается неплохо, и мы считаем, что способны на большее. Но пока мы не работаем в Индии.

– Какие финансовые результаты были у группы Knauf за прошлый год?

– Объем продаж составил около 5,7 млрд евро. У нас работает около 23 000 сотрудников, и из этих 23 000 около 7000 работников – в странах СНГ. Эти цифры более или менее отражают наши достижения.

– Какая доля в общем объеме продаж приходится на Россию?

– Доля России в общем объеме продаж составляет около 15%.

– И каковы ваши прогнозы по нашему рынку на 2012 г.?

– Мы продолжим расти. За прошлый 2011 год здесь, в странах СНГ, в зависимости от продукта рост составлял от 10 до 15%. За первые два месяца 2012 г. мы показали очень хорошие результаты: рост составил около 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это очень хорошо.

– Как вы оцениваете текущий финансовый кризис в зоне евро, т. е. я имею в виду, как он отражается на деятельности Knauf в Германии?

– В настоящее время Германия демонстрирует прекрасный рост, так как люди инвестируют в жилье, они вкладывают деньги в энергосберегающие технологии. Немцы ремонтируют свои дома, поскольку хотят меньше платить за энергетические расходы. Это хорошая для нас новость, и мы можем предложить строительные и изоляционные материалы, которые наилучшим образом подходят для таких энергосберегающих решений. В Германии и Западной Европе люди серьезно относятся к этому вопросу. Поэтому мы очень довольны таким развитием. Правительство Германии уже выделило дополнительно 5 млрд евро на реализацию энергосберегающих проектов. Германия – хороший рынок для нас, также Западная Европа и особенно – Россия.

– Если я правильно вас понимаю, не стоит волноваться по поводу макроэкономики и судьбы евро?

– Думаю, что расходы правительств, и это в большей мере касается южных стран зоны евро, будут сокращаться, что повлияет и на наш бизнес. Италия и Греция не показывают роста. Госрасходы, в частности в Италии, сокращаются, они экономят деньги. Это имеет свой эффект. Объемы бизнеса падать не будут, но и не будет роста по сравнению, например, с Россией или Юго-Восточной Азией.

– Вы лично верите в будущее евро?

– Да, ему нет альтернативы.

– В прошлом году Россия завершила переговоры о своем вступлении в ВТО, сейчас наша страна сможет стать полноправным членом этой организации. По вашему мнению, как это событие отразится на вашем бизнесе и на двусторонних российско-германских экономических отношениях в целом?

– Экономические связи развиваются хорошо, мы рады работать здесь, в России. С вступлением России в ВТО мало что изменится для нас, поскольку мы являемся локальным поставщиком продуктов, которые производятся в России и для российского рынка. Наши импортно-экспортные операции составляют около 1%. Тем не менее мы выступаем за вступление России в ВТО, так как большая часть инвестиций, которые мы вкладываем в этом регионе мира, основана на германской технике и технологиях, которые мы вынуждены импортировать. В результате станет легче импортировать инвестиционное оборудование.

– Есть ли какие-либо проблемы, которые автоматически смогут решиться после вступления России в ВТО, может, какие-то проблемы в вашем бизнесе или в бизнесе ваших партнеров?

– Нет, я так не думаю. Все это правильно, так и нужно, но конкретно для Knauf это не является основным вопросом.

– Если не ошибаюсь, у Knauf в России около 20 компаний?

– Это в странах СНГ, а в России у нас 11 производственных предприятий.

– Это достаточно для вас?

– О, достаточно, и мы довольны этим! Ну а впрочем, это зависит от обстоятельств, есть отдельные сферы, в которые мы заинтересованы инвестировать. Но, если нам нужна будет организационная структура, типа компании, мы создадим еще одну или две. Это во многом зависит от наличия возможностей для бизнеса.

– Вы намерены строить новые производства или поглощать существующие компании?

– Для нас важен рыночный потенциал. Мы очень внимательно отслеживаем, где есть клиенты, и очень внимательно изучаем их потребности. На примере истории развития Knauf вы сами можете убедиться в том, что Knauf работает в этих двух направлениях. Мы покупали компании, мы инвестировали и модернизировали компании и создавали полностью новые. Например, мы недавно запустили новую линию по производству гипсокартона в Бухаре (Узбекистан). Мы также запустили новый крупный завод в Новонукутске в Сибири (Иркутская обл.). Официальной церемонии открытия у нас еще не было. Мы не проводим такие торжественные мероприятия зимой (смеется).

В Иркутской области проект создавался с нуля. В Бухаре обновляется и модернизируется действующая инфраструктура и построены совершенно новые объекты. Мы делаем и то и другое в зависимости от ситуации.

– Участвует ли Knauf здесь, в России, в федеральных и региональных тендерах, например в тендерах по строительству объектов для Олимпийских игр в Сочи?

– Обычно мы работаем через наших дилеров, поэтому мы, как правило, в тендерах напрямую не участвуем. В основном этим занимаются наши дилеры. Они делают заявки на участие в проектах или в строительстве крупных объектов, крупных жилых объектов, и мы оказываем им в этом поддержку материалами и технической документацией. И если говорить о Сочи, то мы поставляем все наши материалы, но только через наших дилеров.

– Это ваша обычная практика для всех Олимпийских игр – в Лондоне, Пекине?

– Да, это наша концепция. Мы работаем по этой схеме во всех странах. Мы не работаем напрямую со строительными компаниями и теми, кто занимается отделкой, мы всегда работаем только через дилеров.

– Сталкивалась ли ваша компания в России со случаями коррупции?

– Что вы имеете в виду?

– Ну, это подкуп должностных лиц, чиновников, которые препятствуют ведению бизнеса.

– Нет, мне о таких случаях ничего не известно. Мы не ведем наш бизнес таким образом. У нас здоровые деловые отношения с нашими дилерами. Мне ничего не известно о таких случаях в отношении Knauf. В определенном смысле коррупция – проблема, но мне ничего не известно о случаях, о которых вы говорите, в которых бы была замешана компания Knauf.

– Что вы думаете об инвестиционном климате в России, каков он в сравнении с другими странами, где вы работаете, – в СНГ, европейских странах, Китае, Бразилии?

– За первые два месяца этого года у нас хорошие показатели роста, 20%. Это действительно неплохой и довольно высокий результат. За все время Knauf инвестировала в Россию около 1 млрд евро, даже больше, если учитывать еще Сибирь (Новонукутск), и все инвестиции вкладывались при стабильной и предсказуемой конъюнктуре, что очень важно для инвесторов, и мы уверены в будущем, и в этом плане, думаю, мы вполне довольны. Это страна, в которой нужно считаться с определенными правилами, здесь много бюрократии по сравнению с другими странами, но, если вы соблюдаете эти правила, вы можете инвестировать при стабильных условиях, что мы и делали на протяжении многих лет. Мы придерживаемся этой стратегии и сейчас.

– Есть ли у вас ощущение, что у нас что-то изменилось после президентских выборов? Может быть, вы видите какие-либо новые политические риски в связи с текущей ситуацией?

– Видите ли, мы заняты в строительном бизнесе, и для нас важен стабильный инвестиционный климат. Мы не видим никаких изменений в политике, которая все эти годы была благоприятна для Knauf. Мы не видим каких-либо изменений, заставляющих нас волноваться о будущем, и это вселяет в нас оптимизм и мотивирует на дальнейшие инвестиции в России, и нам кажется, что у нас здесь хорошие условия для развития бизнеса, так как, насколько мы можем судить, ситуация здесь стабильная.

– Кто ваши главные конкуренты на мировом рынке и в России?

– У нас два основных конкурента: группа компаний Saint-Gobain и компания Lafarge, которая продала часть своего бизнеса компании Etex. Etex сейчас владеет гипсовым производством Lafarge. Я бы сказал, на глобальном рынке стройматериалов мы находимся втроем. Кроме того, на региональных рынках мы также конкурируем с американскими компаниями, но они сфокусированы только на внутреннем рынке США и мало работают за рубежом, особенно это касается USG. В Азии тоже есть свои компании, работающие на азиатском рынке. Я бы назвал группу Boral, которая купила часть бизнеса Lafarge, а также китайские компании.

– Входят ли в вашу международную стратегию планы слияния или поглощения каких-либо компаний, в том числе и ваших конкурентов?

– Если посмотреть историю Knauf, то можно увидеть, что мы всегда были заинтересованы в росте, является ли это органическим ростом с инвестированием в компании или расширением в результате приобретения, поглощения и слияния с другими компаниями. Мы продолжим придерживаться выбранной нами стратегии и готовы воспользоваться любой возможностью.

– До сих пор, как мне кажется, ваша компания росла постепенно, шаг за шагом поглощая и приобретая маленькие компании на рынке, действуя при этом не столь агрессивно, как, например, американские компании. Применяется ли эта стратегия сегодня?

– Видите ли, Knauf – это семейный бизнес, и Knauf располагает достаточными финансовыми ресурсами. Она принадлежит семье, и нам не нужно предпринимать каких-либо особых мер, чтобы понравиться маклерам фондовых бирж, аналитикам, банкирам или другим структурам. Мы предпринимаем меры, важные для нашего бизнеса и которые помогают компании и семье вести бизнес в долгосрочной перспективе. У нас долгосрочная стратегия, и мы не ориентируемся на квартальные обзоры, публикуемые в газетах.

– Так сказать, германский путь к успеху?

– Это тот путь, который привел к созданию группы компаний Knauf, оборот которой на сегодня составляет примерно 6 млрд евро, которая обладает здоровым финансовым статусом. Поэтому я думаю, что за все прошедшее время мы делали все правильно, и мы продолжим придерживаться этой философии.

– Какую роль в вашем бизнесе играют современные технологии, например нанотехнологии? У вас есть какие-нибудь специальные программы развития в этом направлении?

– Нанотехнологии имеют большое значение для нас, и в сфере технологий у нас есть два направления, в которых мы разработали свои масштабные и серьезные инновационные системы: в программном обеспечении и компьютерной технике, а также особенно в области строительных материалов. Если говорить о строительных материалах, у нас классические строительные материалы на гипсовой основе, а также изоляционные материалы. Так что в ближайшие годы, думаю, появятся новинки среди изоляционных материалов, и мы сейчас усиленно работаем над этими разработками. Чтобы перечислить все новинки Knauf, не хватит отведенного для интервью времени. Вы можете сами ознакомиться с ними на выставке Mosbuild, которая пройдет 10–13 апреля. У нас будет большая презентация наших самых последних новинок, используемых для строительства и ремонта, энергосбережения, изоляции и т. д.

– Есть ли у Knauf специальный бюджет для внедрения новых технологий?

– Да, у нас очень серьезный бюджет для НИОКР, и мы в настоящий момент прорабатываем возможности и изыскиваем средства для его расширения.

– И каковы размеры этого бюджета?

– Большие (улыбается).

– Вы поддерживаете связь с российскими учеными для работы в этих направлениях?

– Да. Я думаю, одна из ключевых составляющих успеха Knauf в России – поиск подхода к клиентам и сотрудничество с учреждениями. Сейчас мы сотрудничаем с Московским государственным строительным университетом. Мы работаем также с рядом архитекторов. Если не ошибаюсь, Knauf инициировала проведение «Зеленого фестиваля», который впервые был открыт в 2010 г. Это конгресс архитекторов, на котором люди, в частности архитекторы, обсуждают проблемы устойчивого строительства. Этот конгресс был проведен также в 2011 г. Кроме того, в ноябре 2011 г. в Москве состоялось другое значимое мероприятие – международный симпозиум «Устойчивая архитектура: настоящее и будущее». Симпозиум был проведен при поддержке Московского архитектурного института. Мы собрали на симпозиуме архитекторов из Германии, Японии, Франции и России. Это был настоящий форум. Кроме того, мы провели обучение для 55 000 рабочих в 19 учебных центрах и 50 ресурсных центрах. Это действительно хорошая база. Мы сотрудничаем с архитекторами, учреждениями профобразования, мы проводим обучающие курсы для дилеров, заказчиков. Мы хотим познакомить их с самыми современными строительными материалами и обучаем их грамотному применению.

– Каков ваш прогноз по развитию глобального рынка строительных материалов на ближайшие 10–20 лет?

– Думаю, что показатели роста в странах BRIC, в которых Knauf имеет свой бизнес, кроме Индии, хотя в аббревиатуре BRIC есть I, – т. е. в Бразилии, России и Китае, – будут очень хорошими. Это как раз в Юго-Восточной Азии, т. е. в тех регионах, где мы имеем возможности для роста. Наша доля рынка в этом регионе небольшая по сравнению с другими регионами, поэтому у нас есть очень хорошие возможности для роста. Также будет наблюдаться рост в северной части еврозоны, в этом регионе наметилась тенденция инвестировать в энергосберегающее строительство, и это хорошая новость для нашего бизнеса. Может быть, в том регионе еврозоны, где долги правительств чрезмерно большие, у нас будут 2–3 года с низкими показателями роста, однако эти страны оправятся от долгового кризиса, и я оптимистично оцениваю среднесрочные перспективы. Через пять лет там также появятся хорошие условия для бизнеса.