Пермский балет на "Золотой маске": "Видеть музыку" – вечер по-европейски

Пермский балет неизменно фигурирует в списке претендентов на национальную театральную премию. На этот раз на Новой сцене Большого театра на вечере «Видеть музыку» труппа показала себя не в классике, а в спектаклях современных европейских хореографов
А.Завялов

Слава Пермского балета началась с современной хореографии: в конце 1960-х на Урал уехал Николай Боярчиков, своеобразный хореограф ленинградской школы, и именно его спектакли стали стартом для молодых учениц Людмилы Сахаровой, в классе которой в Пермском хореографическом училище рождалась авангардная для своего времени балетная эстетика. Полвека спустя она превратилась в консервативную, а в театральном репертуаре самыми смелыми были переносы шедевров Баланчина и Роббинса полувековой давности.

Два года назад пермяки приехали в Москву с двумя одноактными постановками наших современников Юрия Посохова и Алексея Мирошниченко – и предстали в них холодеющими от ответственности и полными решимости сделать все, «как надо». Обе постановки стали странно похожими друг на друга и на «Лебединое озеро».

Но с «Лебединым озером», даже первоклассно исполненным, сегодня сложно претендовать на место в балетном истеблишменте – а пермский театр привык ощущать свою к нему принадлежность. Поэтому эксперимент продолжили, пригласив трех хореографов, воспитанных нерусской школой, не говорящих на русском языке и вообще в России практически неизвестных.

Тем не менее все трое не относятся к кругу маргиналов или аутсайдеров: испанец Каэтано Сото ставил для американского Ballet Santa Fe, Королевского балета Фландрии, голландского Introdans, англичанин Даглас Ли является штатным хореографом Штутгартского балета, итальянец Лука Веджетти отметился даже в Мариинском театре. Просто Россия все еще живет давно сформировавшимися репутациями и широко известными именами постановщиков, большинство из которых уже промышляет лишь воспроизведением своих давних успехов.

Из приглашенных в Пермь хореографов только Сото воспроизвел свои старые постановки Uneven («Неровности») и Quotidiano («Рутина»). Souvenir («Воспоминание») Ли и Meditation on Violence («Медитация на тему насилия») Веджетти создавались в пермских залах. Но, как ни странно, именно спектакли Сото выглядят сшитыми по уральской мерке: хотя и малофигурными (второй из них – дуэт), но воспроизводящими привычные по классике душевные метания в поисках самого себя, оклассиченными и слегка тяжеловесными. И блистают в них премьеры труппы Наталья Домрачева и Сергей Мершин (пара занята в обоих спектаклях).

Самым сложным для исполнителей оказался полуакробатический опус Веджетти для двух танцовщиц и четырех танцовщиков – в нем хореограф, кажется, задался единственной целью найти такие положения тел, из которых исполнителям не выкрутиться. Несмотря на мрачное название и изобретательность постановщика, технически все оканчивается благополучно.

Забыть о взаимном преодолении барьеров удается лишь на время спектакля Дагласа Ли. «Воспоминание» так же внешне минималистично, как и работы его коллег (в полумраке – девять танцовщиков в почти репетиционной униформе), но в его квинтетах, трио, дуэтах рождается атмосфера романтики и ностальгии, утраченных и обретенных иллюзий, реминисценций из балетной истории. В успехе этого спектакля велика доля признанной пермской примы Наталии Моисеевой – она, имеющая уникальный опыт исполнения самой разной хореографии, классической и актуальной, талантливой и не очень, ведет за собой менее искушенных коллег.