Ипотечный поток
Доля продаж по ипотеке «от застройщиков» на первичном рынке сейчас превышает 30% от общего числа сделокВ 1994 г., когда была создана Первая ипотечная компания (ныне группа компаний ПИК), об ипотеке мало кто знал. Плотно заниматься ею, на базе коммерческого банка, который на тот момент входил в ГК, компания начала в 1998 г., после выхода закона об ипотеке, одной из первых в России. В начале 2000-х гг. ипотека была выделена в отдельное направление и стала использоваться для расширения возможностей финансирования сделок для покупателей квартир. Уже тогда был сделан упор на разработку совместных программ с банками, в которых компания аккредитовывала объекты. Процесс был поставлен на поток. Об ипотечном направлении в компании рассказывает его руководитель Елена Кураткина.
Группа компаний ПИК
Акционеры: «Нафта-Москва» Сулеймана Керимова (38,3%), остальные акции в свободном обращении. Капитализация (LSE) на 27.03.2012 – $1,279 млрд. Финансовые показатели (шесть месяцев 2011 г., МСФО): Выручка – 22,8 млрд руб., Чистая прибыль – 3,2 млрд руб., Общая стоимость активов – 129 млрд руб. Штат сотрудников – более 12 000 человек. Присутствие в девяти регионах России.
– Какие ставки по ипотеке были, когда вы начинали работу, какие они сейчас?
– В начале 2000-х гг. в Московском регионе кредиты выдавались в основном в долларах под 13–15% годовых. Сейчас средняя процентная ставка, которую банки-партнеры предлагают нашим клиентам до и после оформления квартиры в собственность, – 14,5 и 12,5% годовых в рублях (кредит без комиссий на 20 лет при 20%-ном первоначальном взносе). К сожалению, начало 2012 г. ознаменовалось повышением процентных ставок по ипотечным кредитам в среднем на 0,4–1 п. п.
– Как менялась доля ипотечных продаж в компании?
– Пик продаж был достигнут в 2008 г. В его отдельные месяцы доля ипотечных сделок доходила до 37%, но уже в октябре 2008 г. из-за кризиса практически все банки закрыли программы кредитования на первичном рынке жилья, поэтому по итогам 2008 г. доля с учетом регионов составила 25%.
Последние два года стали периодом восстановления ипотечного кредитования на рынке новостроек, и 2011 г. мы закрыли с показателем 30%. Это цифра с учетом данных по всем девяти регионам присутствия ГК ПИК. В 2012 г. снижения текущих показателей мы не планируем.
– Компания как-то регулирует продажи по ипотеке? Есть застройщики, которые боятся много продавать в кредит.
– Мы искусственно не регулируем продажи: вот эта квартира – в кредит, а эта – нет. Боязнь других может быть связана с тем, что перед самым кризисом 2008 г. продажи по ипотеке выросли очень сильно: в июле – августе они достигли показателей, которых в России не было никогда. Может быть, это боязнь опять накликать кризис?
– В кризис были популярны разные альтернативы ипотеке от застройщиков (рассрочки и т. п.) – как сейчас с этим дело обстоит?
– Мы всегда предлагали несколько вариантов совершения сделки: кроме 100%-ной оплаты это ипотека и рассрочка (в среднем до шести месяцев). Некоторым интереснее рассрочка. Что касается ипотеки, мы предлагали и предлагаем клиентам кредитование под залог имеющегося жилья. По этой программе деньги могут выдаваться как на любые цели (но тогда ставка выше), так и на приобретение новой квартиры. Но, судя по нашему опыту, эта программа никогда не пользовалась большим спросом.
– Чем объясняете?
– Когда люди берут кредит, они не всегда на 100% уверены в благополучном исходе этого мероприятия. Они готовы рисковать тем, что они приобретают, а не тем, что у них есть, например квартирой родителей, полученной в наследство. И потом далеко не у всех есть что заложить.
– Какой самый популярный размер и срок кредита?
– По нашим данным, в Московском регионе он составляет 3,4 млн руб., в регионах – около 1,5 млн руб. Наиболее популярный срок – 20 лет, но клиенты стремятся к досрочному погашению. До кризиса средний срок погашения кредита составлял 5–7 лет. Но тогда и доходы быстрее росли, и недвижимость могла в год подорожать на 100%. И этот рост многое компенсировал. Сейчас такого роста нет. И люди делают все, чтобы рассчитаться с банком как можно быстрее.
– Насколько сейчас легко получить ипотечный кредит человеку «с улицы»?
– После кризиса 2008 г. требования банков ужесточились, в начале 2011 г. стали более лояльными, в конце года – опять ужесточились. Мы как на качелях все время.
Наши клиенты первичный андеррайтинг проходят в компании. Моментов «отсечения» несколько: возраст (только Сбербанк выдает кредит человеку на срок до достижения им 75 лет), гражданство (меньшее количество банков предлагают программы для иностранцев). Мы руководствуемся программами банков, наши сотрудники проходят у них обучение. Важный момент – источник дохода. Как правило, все банки требуют справку 2-НДФЛ. Если клиент нигде официально не работает, ему будет сложно получить кредит.
– А если он при этом подъехал на «бентли», весь в драгоценностях?
– Есть программы, которые учитывают активы клиентов, но их наличие нужно подтвердить. Но, как правило, такие люди, о которых вы говорите, являются владельцами бизнеса. К ним иной подход. Хотя проще получить кредит тому, кто может предоставить справку 2-НДФЛ на приличную сумму.
– Какой нужно иметь доход, чтобы получить кредит на хорошую московскую квартиру?
– Если взять средний кредит в Московском регионе в 3,4 млн руб. на 20 лет, то в месяц придется выплачивать около 40 000 руб. В таком случае доход на семью должен составлять примерно 80 000 руб.
– Сколько у вас совместных программ с банками?
– На сегодняшний день мы работаем с 16 банками в девяти регионах. За 2011 г. их число увеличилось вдвое. В 2010 г. лидеры рынка (Сбербанк, «ВТБ 24») вновь стали активно работать на рынке новостроек, в начале 2011 г. случился бум ипотечного кредитования, очень многие банки вернулись на этот рынок или стали им заниматься как направлением, на которое они сделали большую ставку.
В 2011 г. у нас было много работы. Банки активно предлагали спецпрограммы. Например, «Восьмерка» от Сбербанка имела грандиозный успех, вслед за ней появились и другие, правда также ограниченные во времени. Ряд банков стал предлагать клиентам компании преференции.
Надо сказать, что для нашего человека собственное жилье очень важно. И люди готовы собраться и взять на себя долгосрочные кредитные обязательства ради обладания собственной квартирой.
– Собраться, потому что, в отличие от, к примеру, американца наш человек отвечает за ипотечную квартиру всем имуществом.
– Это так. Но когда банк решает, какую программу предложить рынку, он также берет на себя ответственность. Например, сейчас мало программ с 10%-ным первоначальным взносом, хотя мы отмечаем их популярность среди наших клиентов. Решение о кредите должно быть взвешенным и со стороны банка, и со стороны заемщика, и обе стороны должны понимать последствия такого решения.
Могу сказать по личному опыту и опыту своих клиентов, что ипотечный кредит здорово дисциплинирует. Когда у тебя появляется серьезная финансовая ответственность, ты начинаешь вести себя по-другому: больше работаешь, стремишься идти вверх по карьерной лестнице.
– Почему банки предоставляют преференции клиенту «от застройщика», если даже он идентичен тому, что приходит «с улицы»?
– Я могу предположить, что работа с индивидуальным клиентом, который хочет купить квартиру в неизвестной банку новостройке, более трудоемка. В то время как большая часть подготовительной работы по массовому потоку, который идет от застройщика, уже сделана. И внутренние затраты банка на таких клиентов ниже.
– Насколько сейчас развит институт ипотечных брокеров?
– ПИК не работает с ипотечными брокерами. Отдел ипотеки компании консультирует клиентов бесплатно – по нашим новостройкам и программам банков-партнеров. Исходя из той информации, которую клиент о себе предоставит, ему посоветуют несколько вариантов, наиболее ему подходящих. Менеджер также готов зарезервировать за клиентом квартиру, сказать, к кому обратиться в банке, проконтролировать оформление сделки. Отдельно эти услуги не оплачиваются. Квартиры стоят одинаково и для клиента, оплатившего сделку за счет собственных средств, и для клиента, воспользовавшегося ипотекой.
Я знаю, что есть ипотечные брокеры, которые могут брать приличные деньги, например, за «помощь в сборе документов». Хотя понятно, что они не имеют доступа к личным документам клиента (об образовании, семейном положении, активах), не могут обратиться в бухгалтерию или кадровую службу работодателя за справкой 2-НДФЛ. За что тогда человек платит? Но вообще услуги брокериджа для непросвещенных клиентов – вещь полезная. Другое дело, что они должны быть адекватными и по цене, и по содержанию.