Не взлетел

Под Тюменью разбился самолет ATR-72 авиакомпании «Ютэйр», погиб 31 человек, в том числе сотрудники «Сургутнефтегаза» и «Лукойла»
М.Слуцкий/ РИА Новости

«Ютэйр»

авиакомпания. основной акционер – НПФ «Сургутнефтегаз» (55,7%). выручка (МСФО, 1-е полугодие 2011 г.) – 22,4 млрд руб., чистая прибыль – 675,8 млн руб.

Вчера в 5.33 МСК в полутора километрах от тюменского аэропорта «Рощино» на взлете разбился самолет ATR-72 авиакомпании «Ютэйр», выполнявший рейс из Тюмени в Сургут, сообщила авиакомпания. На борту находились четыре члена экипажа и 39 пассажиров. По данным главного управления МЧС по Тюменской области на 20.00 МСК, 31 человек погиб, в больницы Тюмени доставлено 12 человек. На борту были девять сотрудников «Сургутнефтегаза», в том числе член совета директоров Николай Медведев (он погиб), а также двое сотрудников института «Когалым НИПИнефть» (входит в «Лукойл-инжиниринг»), сообщили представители «Сургутнефтегаза» и «Лукойла». По договорам страхования семьям погибших будет выплачено по 2 млн руб., пострадавшим – до 2 млн руб., сообщила авиакомпания. Окажут финансовую помощь семьям погибших сотрудников и нефтяные компании.

Капитализация «Ютэйр» на ММВБ-РТС к 12.20 МСК снизилась на 4% до 11,2 млрд руб., но к закрытию торгов компания подорожала до 11,4 млрд руб.

Основная версия катастрофы – техническая неисправность самолета, сообщил представитель Следственного комитета Владимир Маркин. Разбившийся самолет был выпущен в 1991 г., введен в эксплуатацию в 1992 г., налетал 35 000 часов, последнее серьезное техобслуживание он проходил в Германии в 2010 г., а плановое – в Тюмени два месяца назад. Следователи уже начали выемку документов в компании «Ютэйр-инжиниринг», которая должна была следить за техническим состоянием самолета, передал «Прайм» слова Маркина. Представитель «Ютэйр» комментировать это не стал.

Проверяются все возможные причины крушения, в том числе и то, был ли обработан самолет перед вылетом из аэропорта «Рощино» противообледенительной жидкостью, сообщил гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов (его слова передал «Интерфакс»). Оснований считать обледенение самолета причиной крушения нет, заявил вечером руководитель Росавиации Александр Нерадько (его слова передал «Прайм»).

Впрочем, рассматриваются и другие версии: ошибки пилотирования и наземных служб, сказал Маркин. А вот версия теракта исключена, добавил он. По факту происшествия возбуждено уголовное дело, сообщила Генпрокуратура. Уральская транспортная прокуратура начала проверку исполнения законодательства о безопасности полетов «Ютэйр» и «Рощино».

ATR-72 – среднемагистральный турбовинтовой самолет, который производит франко-итальянская ATR Aircraft. В России единственный эксплуатант ATR-72 – «Ютэйр». В парке компании 18 самолетов ATR-72 и 14 ATR-42.

Крушение принадлежащего «Ютэйр» ATR-72 представитель авиапроизводителя комментировать не стал.

Это первая за последние годы катастрофа с самолетом иностранного производства в России, отмечает руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. В последние годы происшествия случались в основном с отечественными самолетами: прошлым летом под Петрозаводском разбился Ту-134 авиакомпании «Русэйр», а осенью – Як-42 под Ярославлем с хоккейной командой «Локомотив» на борту. В итоге чиновники решили вывести из эксплуатации самолеты Ту-154, Ту-134, Як-42. Возможны ли такие меры в отношении ATR, представитель Росавиации говорить не стал. Нужно дождаться итогов расследования, подчеркнул он. Оснований для приостановки в России полетов ATR-72 пока нет, сказал и замминистра транспорта Валерий Окулов (его слова передал «Прайм»). Если продолжить действовать с прежней логикой, можно закрыть все авиакомпании и исчерпать все типы самолетов, считает Пантелеев: совершенно очевидно, что проблема не в конкретных компаниях или технике, а в системном кризисе в отрасли.