В главных ролях: Лучше больше да лучше

«CAF Россия»

Благотворительная организация. Грантовый фонд (2010/11 финансовый год) – $7,7 млн. Российский филиал британского Charities Aid Foundation (CAF) открыт в 1993 г. Ежегодно реализует более 20 благотворительных программ.

Благотворительности в нашем обществе должно быть больше. Благотворительности любой – массовых пожертвований и добровольчества граждан, корпоративной филантропии и волонтерства сотрудников, вклада в общество богатых и сверхбогатых частных доноров. Именно этот рост был и остается целью деятельности ряда инфраструктурных организаций сектора, включая «CAF Россия», всех ищущих финансирование некоммерческих организаций, продвинутых средств массовой информации и прочих заинтересованных сторон.

Надо отметить, что в стремлении к росту благотворительности мы не одни на этой планете. Ставшая знаменитой кампания Билла и Мелинды Гейтс и Уоррена Баффетта «Дай обещание» (Giving Pledge) призывает американских и не только миллиардеров отдать при жизни половину своего состояния на благотворительность. Недавно стартовавшая в Великобритании кампания «Жертвуйте больше!» (Give more!) направлена на то, чтобы большее количество людей (в том числе известных) брало на себя публичное обязательство жертвовать больше денег, времени и энергии на благотворительность, а кроме того, широко освещать их добрые дела.

России, конечно, пока далеко до США и Великобритании. Вовлеченность в благотворительность в России находится на уровне 21% населения, тогда как в США – 60%, в Великобритании – 57% («Мировой рейтинг благотворительности» CAF, 2011). Тем не менее и данные рейтинга, и наш опыт работы свидетельствуют, что рост благотворительности действительно имеет место. Рейтинг фиксирует рост массовой филантропии на 3% за прошедший год, мы наблюдаем появление новых благотворительных программ российских компаний, запуск деятельности крупных частных фондов. Можно обсуждать, что является движущими силами этого роста – потребность людей выразить свою гражданскую позицию или помочь нуждающимся, экономический рост, интеграция в мировую систему ценностей, лидерство и личный пример отдельных ярких личностей и организаций, неспособность государства справиться с социальными проблемами либо, напротив, стремление государства решать проблемы за счет частных средств. Скорее всего, все эти и многие другие факторы играют свою роль. В любом случае можно констатировать, что рост российской благотворительности набрал скорость и у нас есть все основания надеяться, что в обозримом будущем мы если и не догоним и перегоним Америку, то достигнем вполне приемлемых количественных показателей.

Поступательный количественный рост ставит перед нами почти диалектический вопрос: как обеспечить такое качественное применение этих значительных ресурсов, которое приведет к устойчивым социальным изменениям? Участие в благотворительности уже ценность. Однако не вся благотворительность одинаково хороша – и обществу не может и не должно быть все равно, каким образом и для решения каких проблем эти ресурсы направляются. Прекрасно известно, что осведомленность россиян об общественных проблемах и путях их решения в контексте благотворительности весьма низка. Меню представлений о том, кому должна направляться помощь, исчерпывается списком, в который входят сироты, больные дети, старики, а также объекты культуры и религиозного культа. Даже такие очевидные группы нуждающихся, как инвалиды, ВИЧ-инфицированные, бездомные, подвергшиеся насилию женщины, практически не вызывают отклика, что уж говорить о наркоманах, мигрантах или душевнобольных. Наше общество крайне консервативно не только в представлениях о нуждающихся в помощи. Настоящей бедой является выбор адресной и материальной помощи как наиболее эффективного способа заняться благотворительностью. Это эффект как недоверия к благотворительным фондам и недостатка механизмов обратной связи между некоммерческими организациями и жертвователями, так и потрясающей активности организаций, занимающихся сбором средств для оказания медицинской помощи детям. Приятно отметить, что число частных пожертвований и на другие цели растет. Мы это видим, например, по нашему сайту www.blago.ru, где общая сумма пожертвований на деятельность НКО в 2011 г. по сравнению с 2010 г. выросла в полтора раза, а число пожертвований – на 64%. Развитие представлений общества о «хорошей» благотворительности происходит и за счет практики социальной рекламы, и благодаря содержательной дискуссии в СМИ и блогосфере.

Ситуация корпораций в некотором смысле более однозначная: им важно, чтобы их филантропия имела достаточный эффект для репутации, укрепления лояльности сотрудников и клиентов, а также построения отношений с разнообразными властями. Это означает, что компании никогда не будут ставить перед своей благотворительностью цели более прогрессивные, чем готовы понять их ключевые стейкхолдеры. Важно, чтобы компании не застряли в наиболее традиционной части спектра возможностей и постепенно расширяли как свои тематические приоритеты, так и свой инструментарий. Например, новогодние праздники и подарки для сирот должны потихоньку замещаться поддержкой развивающих занятий и профессионального обучения детей. Надеюсь, что установка компаний на публичность их программ с целью получения репутационного эффекта будет способствовать эволюции их деятельности в сторону большего тематического разнообразия (надо отличаться от других!) и стремления к реальным социальным результатам.

Ограниченность представлений о темах и инструментах благотворительности крупных частных филантропов – это зона наибольшего риска, тогда как «хорошая» частная филантропия имеет огромный потенциал для изменения жизни к лучшему. Я не ставлю под сомнение добрые намерения и искренность частных доноров. Меня волнует, произойдет ли трансформация личных мотиваций к занятию благотворительностью в эффективную деятельность, где деньги доноров реально работают в полную силу в интересах общества. Частная филантропия независима, имеет возможность ставить долгосрочные амбициозные цели и не бояться рисков, которые слишком высоки для социальных программ государства и бизнеса. В то же время ее свобода и независимость могут оборачиваться консервативным выбором или уходом в частные, мало значимые для общества проблемы. Последователей инициативы Гейтса – Баффетта критикуют за то, что они жертвуют свои миллиарды самым хорошо обеспеченным и элитарным организациям Америки – ведущим университетам вроде Гарварда и Йеля, в то время как Америка стоит перед лицом острых социальных проблем: бедностью, плохим медицинским обеспечением, безработицей и проч. О том, сколько денег российских олигархов уходит на строительство церквей или организацию детских праздников, общество просто не знает, да и в любом случае вряд ли готово выступить с критикой их выбора. Формально богатые люди свободны в своем выборе стратегии пожертвований, добровольность является основой благотворительности. По сути же всякий частный филантроп, в России в том числе, имеет шанс стать субъектом решения проблем общества, а может этим шансом не воспользоваться. Вопрос в том, кто определит приоритетность проблем и лучшие пути их решения. Именно в этом контексте в западном экспертном сообществе все чаще возникает идея нового общественного договора, в котором филантропия станет одной из сторон наряду с государством и обществом. Очень хочется, чтобы и российские филантропы руководствовались стремлением изменить мир к лучшему в конструктивном диалоге со всеми, кто в этом заинтересован.