Игроки: Выгодное для всех партнерство

Волонтерство в L’Oreal Russia зародилось незадолго до имплантации международной практики. Системное решение предполагает проведение ежегодного Дня социальной ответственности, когда волонтеры могут реализовать свои желания и умения. На практике волонтерские инициативы реализуются чаще (несколько раз в год) в зависимости от нужд как благополучателей, так и самих сотрудников.

ЗАО «Л’Ореаль»

Производитель и дистрибутор косметики и парфюмерии. Единственный акционер – L’Oreal Deutschland. Финансовые показатели (данные «СПАРК-Интерфакса», 2010 г.): выручка – 30,3 млрд руб., чистая прибыль – 3,9 млрд руб.

В рамках двух международных инициатив мы сотрудничаем с ЮНЕСКО. В рамках российского проекта «Мир детства с «Л’ореаль» мы работаем с огромным количеством партнеров, которых можно условно разделить на следующие категории: НКО, местные органы самоуправления и творческие партнеры (парикмахеры, визажисты, владельцы салонов-парикмахерских, врачи).

Несколько слов о сотрудничестве с благотворительным фондом. На протяжении нескольких лет мы ведем активную и плодотворную работу по программе «Мир детства с «Л’ореаль» с благотворительным фондом. Стратегия, цели и задачи программы были сформулированы нами. Фонд помог окончательно определиться с выбором направлений реализации программы.

В задачи фонда входит вся техническая работа: определение того, что необходимо для мероприятия; закупка, установка оборудования, логистика, финансовая отчетность; согласование планов работы с местными властями; поддержка в проведении наших мероприятий.

Благодаря фонду мы оптимизируем работу по программе и уделяем больше времени работе по контенту проекта и волонтерству.

Для эффективного взаимодействия с партнерами всех видов в первую очередь нужно иметь четкую цель и определенную программу взаимодействия. Для обеих сторон необходимо получить win-win эффект и удовлетворить свои цели или потребности, будь то желание сделать доброе дело или укрепить имидж организации.

Например, привлекая салоны-парикма­хер­ские в регионе к нашему проекту, мы ставим целью трудоустроить ребят из детских домов, которые прошли обучение в кабинете парикмахерского искусства. Таким образом, ребята осваивают профессию и могут получить работу после выхода из стен детского дома, а салон-парикмахерская имеет не только квалифицированную рабочую силу, но и статус социально ответственного бизнеса в своем городе.

Подводные камни:

– cферы ответственности и сроки; необходимо четкое разграничение who does what, что поможет избежать конфликтных или просто неприятных ситуаций. Немаловажно также обозначить сроки;

– этика и культура благотворительности. К сожалению, отношения в рамках благотворительных инициатив не всегда можно оформить в правовые рамки – и может возникнуть ситуация, когда кто-то обещал что-то сделать, но обещание так и не сдержал и, например, разрушил мечту детей о поездке на каток. На мой взгляд, здесь в первую очередь стоит вопрос доверия и долгосрочности отношений с данным партнером. Если эти отношения проверены временем, то шансов на неудачу гораздо меньше. Однако это вовсе не означает, что стоит отказывать «новичкам»;

– непрофессионализм подрядчиков/партнеров. Здесь совет один – тщательный отбор и режим тестирования.

Как вовлечь сотрудников:

– при помощи визуальных и других средств – это видео, аудио (MyRadio), печатные материалы, электронные рассылки, выступление на внутренних конференциях и встречах, стенд в офисе с меняющимися изображениями;

– подробно и детально объяснить, кому и почему нужна помощь, в чем это выражается;

– разработка формата и сценария мероприятия, с тем чтобы она не носила формальный характер, а позволяла волонтерам реализовать свои пожелания в зависимости от мотивов участия (потребность помочь, стремление познакомиться с новыми людьми и т. д.);

– предложить разные варианты участия – материальное и/или нематериальное, анонимное и/или персонализированное;

– максимальная прозрачность всех акций, регулярные отчеты и реагирование на запросы/идеи самих сотрудников;

– возможность вовлекать друзей и членов семьи, включая детей, в волонтерские проекты;

– возможность получить признание и «известность» внутри компании за проявленную активность. Может выражаться как в призах/подарках, так и в нематериальной форме. В «Л’ореаль» мы приветствуем второе. В нематериальной форме это может быть благодарность, интервью для корпоративных изданий.

Сложности:

– отсутствие мотивации у сотрудников. К сожалению, российская практика благотворительности далека от европейской или американской. Например, в России донор за сдачу крови получает определенные льготы от государства, во Франции донорство никак не поощряется со стороны государства. А в США невозможно поступить в вуз, не имея волонтеро-часов. Мотивация – это воспитание, которое закладывается с детства. Заставить сотрудника делать то, чего он не хочет, невозможно. Но возможно рассказать о конкретной ситуации. Рассказать так, чтобы не напугать, а побудить к действию;

– недостаточная информированность сотрудников. Например, акция сбора средств для детских домов не будет пользоваться такой популярностью, как точечная помощь для конкретного ребенка или группы детей. Здесь же хотелось бы отметить, что предложение помочь российским реципиентам воспринимается сотрудниками гораздо лучше, чем зарубежным. Сбор средств для жертв стихийных бедствий на Гаити или в Японии не вызывает столь живого отклика, как помощь, скажем, россиянам, пострадавшим от лесных пожаров. Это связано как с фактором удаленности, так и непонятного расходования средств;

– отсутствие прозрачности проекта, отчета по нему. Для сотрудника важно видеть результат – сколько денег было собрано, на что потрачено, кто был свидетелем и т. д. Например, в нашей компании изъятие и пересчет собранных денежных средств происходит в присутствии финансового контролера. По результатам волонтерской поездки мы публикуем статьи во внутренних изданиях, а также делаем рассылку фотографий для участников;

– нечеткое определение цели, формата, отсутствие координации. Любая акция должна иметь четкую цель, любое мероприятие – формат, в обоих случаях должно быть контактное лицо, которое ответит на все вопросы. Все наши волонтерские поездки имеют сценарий, а каждому сотруднику отведена своя роль.

Преимущества волонтерства для компании: – укрепление корпоративного имиджа как внутри, так и за пределами компании; повышение мотивации сотрудников и их лояльности; повышение привлекательности компании как работодателя и как социально ответственного бизнеса.

Для сотрудников преимущества следующие:

– удовлетворение потребности оказать помощь нуждающимся, реализовать свой гражданский долг, почувствовать себя нужным;

– приобретение нового жизненного опыта;

– возможность поделиться своими знаниями, умениями, опытом;

– повышение командного духа;

– сделать мир красивее!