Игроки: Западный стандарт – российское исполнение

Масштабная мировая практика корпоративного волонтерства существует уже несколько десятилетий, а вот в России можно говорить о ней как о яркой тенденции лишь в последние 5–7 лет. Связано ли это со стремительным формированием гражданского общества или это преемственность западного стандарта ведения бизнеса – решайте сами! Но факт остается фактом: к 2012 г. более 50% российских компаний так или иначе практикуют корпоративное волонтерство.

«Кто, если не я?»

Благотворительный фонд. Создан в 2007 г. для разработки и реализации проектов по поддержке детей. Учредитель (данные ЕГРЮЛ на 9.06.2007) – президент фонда Ольга Рейман. Расходы на благотворительную помощь юридическим и физическим лицам (2010 г.) – 40 млн руб.

Несмотря на то что корни корпоративного волонтерства западные, российская действительность привнесла в это понятие свои акценты, разнообразие отличных от мировых моделей администрирования и финансирования.

Даже само понятие корпоративного волонтерства в нашей практике приобретает расширенное толкование. Безвозмездное участие сотрудников в проектах, инициированных ими или компанией, на мой взгляд, наиболее точно отражает суть этого явления в России в целом. Однако в жизни компании реализуют настолько разнообразные социальные инициативы, что порой сложно сказать, является ли в чистом виде это волонтерством или же это часть КСО. Так, например, будет ли волонтерской социальная активность в рабочее время, оплачиваемое работодателем? Или является ли корпоративным волонтерством финансовый или материальный вклад? А оказание профессиональных услуг НКО – личный вклад сотрудника или непременно часть программы социальной ответственности компании? Видится, что точные определения сформируются на стадии более линейного развития корпоративного волонтерства у нас.

Самый главный вопрос – это цели и сферы ответственности. Выбирая тот или иной вид оказания помощи, любая бизнес-структура так или иначе соотносит его с собственными интересами. Бизнес не может не быть эффективным, именно поэтому корпоративное волонтерство, на какие бы социальные результаты оно не было нацелено, решает прежде всего внутренние задачи: укрепление корпоративной культуры, повышение лояльности сотрудников и их мотивации, расширение профессиональных навыков сотрудников и развитие внутренних коммуникаций. Для компании также очень важно формирование имиджа как социально ответственной организации, повышение привлекательности компании как работодателя.

Один из ключевых вопросов для старта любого корпоративного волонтерского проекта – найти правильное соотношение потенциального общественно значимого результата, объема финансирования и администрирования и эффективности для компании.

Часто волонтерские проекты предполагают глубокий, смелый и вовлеченный подход к постановке задачи, а волонтерская команда может взять на себя ответственность даже за глобальный общественный результат. Один из примеров «инициативы изнутри» – волонтерская группа российской компании NVision Group, которая взяла на себя ответственность за жизнеспособность и развитие целого поселка в Тульской области Хитровщина, где проживают безработные семьи, находящиеся за чертой бедности. Несколько десятков сотрудников составили реальный бизнес-план, как спасти село от нищеты и помочь жителям научиться генерировать собственный доход, и в течение двух лет системно помогали им заново учиться жить.

Определившись с целями и задачами, перед компанией встает множество вопросов: кто объект помощи, кто будет оператором, как определить бюджет и модель финансирования? Российские компании по-разному подходят к поиску объекта помощи: более маленькие ищут нуждающихся самостоятельно, крупные действуют через благотворительные фонды или реагируют на поступающие запросы. Одни финансируют социальные программы НКО, включающие корпоративное волонтерство, другие предпочитают делать все своими силами: заводят в штат менеджера по благотворительности или отдел или отдают эту работу HR- или PR-отделам. Вопросы «как?» появляются на каждом этапе реализации. Например, как на регулярной основе привлекать сотрудников помимо их основной работы? Так ли добровольно добровольчество и нужно ли сотрудников поощрять? Как и чем помогать, чтобы задействовать многих? Как часто вовлекать сотрудников необходимо и как часто достаточно?

Сегодня в большей степени российские компании склонны самостоятельно администрировать программы развития корпоративного волонтерства. Порой они даже берут на себя функции НКО, активно вовлекая компании партнеров и клиентов, в том числе для совместного финансирования проекта, в то время как в мировой практике некоммерческие организации остаются главным оператором в этом направлении. Это, с одной стороны, позволяет оптимизировать расходы, но с другой – локализует потенциальный социально значимый результат и может сказаться на качестве оказываемой помощи.

Западный стандарт сетевых компаний по-разному адаптируется в реалиях российского бизнеса. Головной офис корпораций может играть значительную руководящую роль и определять социальную стратегию компании во всем мире, а может лишь регламентировать обязательное наличие волонтерской программы, не предлагая конкретных механизмов реализации. Например, в компании «Л’ореаль Россия» добровольчество зародилось незадолго до того, как головной офис заявил его стандартом для компании во всем мире. При этом волонтерство в компании не самостоятельно, а интегрировано в собственную благотворительную программу, которая реализуется совместно с фондом «Кто, если не Я?» и другими социальными партнерами. Компания на территории своего производства в Калужской области помогает детским сиротским учреждениям: в материальном оснащении, образовании и профориентации детей и повышении квалификации педагогов. Волонтерская роль в этой программе – проведение в детских домах мастер-классов и помощь детям в профессиональном самоопределении.

Есть примеры, когда компания сама финансирует тот или иной волонтерский проект сотрудников. Такой опыт сложился у банка «Уралсиб»: банк в рамках своей корпоративной социальной ответственности выделяет определенный годовой бюджет, а региональные филиалы представляют свои волонтерские проекты – самые интересные из них, пройдя конкурсный отбор, получают необходимое дотирование.

Одни из главных претензий, которые чаще всего звучат в адрес волонтерства компаний, – попытка организовать тимбилдинг и PR за счет благополучателей и низкая эффективность оказываемой помощи в пропорции к затратам, а также низкий уровень ответственности за результат.

Именно поэтому выбор собственного направления и механизмов оказания помощи для компании очень важен. И в этом, безусловно, бизнесу могут помочь НКО, которые призваны заниматься благотворительными проектами на профессиональной основе. Партнерство позволит более глубоко и системно развивать программы корпоративного волонтерства, беря на себя не только бремя оперативной работы, но и все потенциальные риски, связанные с социальными результатами и эффективностью.

Хочется верить, что в ближайшие годы корпоративное волонтерство объединит социально ответственные компании, активных, творческих людей и позволит реализовать заложенный в сегодняшней России потенциал «ответственности перед социумом», сделав его неотъемлемой частью духовного развития и процветания нации.