В финансовый центр – по дорожной карте

Первый этап создания в Москве международного финансового центра подходит к концу. Пришла пора корректировать не только сам план, но и форму организации работы, признают участники проекта. И собираются по аналогии с дипломатами использовать принцип «дорожной карты»

Строй не важен. Алексей Новиков

руководитель представительства Standard & Poor’s в России и СНГ. Кредитный и деловой риск имеет сложные взаимоотношения с риском политическим. Между типом государственного устройства страны и кредитным риском нет прямой зависимости, поскольку последний складывается из воздействия многих факторов, и не в первую очередь политических. Многие страны с недемократическими режимами имеют рейтинг инвестиционной категории: Китай (А), Саудовская Аравия (А), Сингапур (ААА). Однако сухие и расчетливые в отношении других стран инвесторы все чаще переходят на возвышенные слова о демократических институтах, когда речь заходит о России.

Российский финансовый рынок в 2010–2012 гг. «становится региональным международным финансовым центром, одним из ведущих центров на евроазиатском пространстве», говорится в плане мер по построению международного финансового центра (МФЦ) в Москве от 2008 г. Но даже с этим придется повременить. «Признавая серьезные сдвиги в формировании правовой основы для развития финансового рынка в Российской Федерации, необходимо отметить, что задача, сформулированная Концепцией создания МФЦ, не решена», – констатируют аудиторы Счетной палаты.

Долго запрягаем

Проект МФЦ инициирован президентом Дмитрием Медведевым, в 2008 г. Минэкономразвития было поручено разработать концепцию создания международного финансового центра, которую правительство одобрило в феврале 2009 г. Но активная работа началась лишь год спустя. Медведев призвал ускорить создание финансового центра и сформировал рабочую группу, которую возглавил Александр Волошин. В группе, в свою очередь, было создано несколько тематических подгрупп. К обсуждению проблем привлекались и представители мирового инвестиционного сообщества – управляющие крупнейших фондов и банков приезжали в Москву на совещания с руководителями страны. Под эгидой создания МФЦ последовал и готовится целый ряд предложений по изменению законодательства, рыночной и городской инфраструктуры. Президент Сбербанка Герман Греф и вовсе предложил в качестве базы для построения центра принадлежащий банку проект «Рублево-Архангельское» в ближайшем Подмосковье.

«Есть план, который выполняется, но никому не понятно, когда будет построен МФЦ», – заявил недавно министр финансов Антон Силуанов.

Медленный процесс реализации проектов и долгое согласование – основная претензия Счетной палаты. Так, из всех проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов не выполнены мероприятия по реализации восьми проектов. Отчасти причина – в «недостаточной проработке содержания мероприятий на этапе их включения», но также есть «недостаточный уровень эффективности работы ответственных исполнителей», говорится в проверке аудиторов по итогам 2009–2011 гг. На взгляд авторов доклада, многие проекты увязают в межведомственных согласованиях, из-за чего происходит срыв сроков реализации: чтобы устранить эту проблему, рекомендуется устанавливать как срок внесения законопроектов в правительство, так и срок внесения в Госдуму, а также «обеспечивать более высокий уровень согласования положений законопроектов и устранения противоречий между ответственными исполнителями до внесения законопроектов в Госдуму». В качестве примера приводится медленный процесс принятия закона о центральном депозитарии: «Он прошел первое чтение в Госдуме в мае 2007 г. (до утверждения плана мероприятий), а принят во втором и третьем чтениях – в ноябре 2011 г.». Причина задержки на последнем этапе – противостояние Минфина и ЦБ, отмечает Счетная палата: в очередной раз процесс ускорил президент, «дав поручение правительству совместно с Банком России и рабочей группе по созданию МФЦ обеспечить принятие Госдумой закона о ЦД». Еще один рецепт от Счетной палаты, направленный на повышение роли государства: «В целях преодоления отставания по уровню развития социальной и бизнес-инфраструктуры Москвы обеспечить концентрацию организационных усилий и финансовых ресурсов как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ».

Пора ехать

«Все нужно по полочкам расписать», – предложил Силуанов. Для этого Минфин совместно с рабочей группой по построению МФЦ разработает «дорожную карту» по реализации МФЦ. В правительство план предполагается представить во второй половине мая, рассказал Волошин. Его должно утвердить новое правительство, уточнил Силуанов. Прошлый план делался по большей части бюрократическими методами, на этом этапе совместными усилиями необходимо создать документ, который будет больше учитывать мнение рынка, пояснил Волошин. «Дорожная карта» – это прежде всего приоритеты, а этот вопрос не решен и прийти к согласию по нему будет не так-то просто, предупреждает руководитель НАУФОР Алексей Тимофеев.

«Единственный орган – совет по построению финансовых рынков – носит консультативный характер; необходимо, чтобы это входило в обязанности вице-премьера», – предлагает директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко. Скорее всего, в той или иной мере эта идея реализуется – есть намерение прописать в качестве KPI какого-нибудь вице-премьера список необходимых мер, рассказывают источники, близкие к группе Волошина. В итоге возрастает риск того, что участников рынка не допустят к принятию решений, опасается Тимофеев. На сегодняшний день оптимальный баланс не найден, более того, между инициативами с рынка и от государства могут быть противоречия, констатирует замминистра финансов Алексей Саватюгин.

Место для продажи

В планах правительства – масштабная приватизация пакетов госкомпаний. Именно она, по мнению многих экспертов, может дать дополнительный импульс развитию Москвы как МФЦ. «Второго такого шанса построить рынок капитала в стране не будет. Поэтому, когда компания в рамках приватизации собирается размещаться в Москве и Лондоне, в первую очередь в Лондоне, на мой взгляд, это абсолютно неправильное решение», – уверен предправления «Ренессанс капитала» Александр Перцовский. Он допускает, что первые приватизируемые компании могут недобрать 5–7% в цене. Но этим краткосрочные потери государства ограничатся. А выгоды – нет. «Сейчас – с появлением центрального депозитария – я вообще не вижу никаких проблем. Можно ли сделать размещение в $2–3 млрд в России? Однозначно можно. С точки зрения развития национального институционального инвестора, построения национального финансового центра и развития рынка капиталов хуже идеи, чем размещать компании в Лондоне, я считаю, просто быть не может. Это очень важный момент: будет видно, насколько серьезно мы говорим про создание МФЦ», – резюмирует Перцовский.

Сейчас в правительстве обсуждается проведение приватизации в России, признал руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Дмитрий Панкин. Однако без центрального депозитария и открытия в нем счетов номинального держания (это наиболее распространенная практика для иностранных инвесторов) сделать приватизацию сложно, отметил он. Если к моменту приватизации такая инфраструктура будет создана, размещение пакетов акций госкомпаний, в том числе ВТБ и Сбербанка, пройдет в России, надеется Панкин. Минфин пока не поддержал идею. «Цели приватизации не в том, чтобы дать отдельной бирже заработать, а в том, чтобы привлечь частных инвесторов в государственный сектор – исходя из этого и надо принимать решение о порядке приватизации», – говорит Саватюгин.

Локальная база

В контексте создания МФЦ много говорится о либерализации. Среди прочего – снятие 25%-ных ограничений на конвертацию локальных акций в зарубежные депозитарные расписки. Поручения президента по этому поводу давались уже два раза, предполагалось, что либерализация должна произойти осенью этого года. Затем чиновники пришли к компромиссу: снятие ограничений произойдет после того, как будет создан центральный депозитарий. Расчет был в том, что после того, как в России будет создан центральный депозитарий, не будет никакой разницы в том, чтобы держать локальные бумаги или расписки. Остается только убедить в этом иностранных инвесторов. «Локальные бумаги будут привлекательнее расписок в том случае, если спрос на них и их оборот будет опираться на мощную базу внутренних инвесторов», – поясняет Тимофеев. Таким образом, успешная реализация первой части плана полностью зависит от успеха второй части плана – если развитие внутреннего инвестора будет проводиться опережающими темпами, можно надеяться, что локальные бумаги станут привлекательнее расписок.

Счетная палата также пришла к выводу, что при строительстве МФЦ надо бы сменить приоритеты – сфокусироваться на развитии внутреннего инвестора. Пока в этом направлении не было никаких подвижек даже на уровне концепций, отмечают аудиторы: «Планом мероприятий не предусмотрено мероприятий (кроме совершенствования налогообложения), непосредственно направленных на развитие данной важнейшей категории участников финансового рынка». Законопроект же, совершенствующий систему налогообложения в индустрии НПФ, разработка которого предусмотрена планом мероприятий еще на март 2010 г., отложен в долгий ящик: «находится в стадии обсуждения эффективности изменения действующего порядка налогообложения и срок его внесения в правительство перенесен на ноябрь 2012 г.», говорится в материалах Счетной палаты.

Шаги вперед и назад

В рейтинге финансовых центров The Global Financial Centers Index (GFCI), подготавливаемом Z/Yen Group, по состоянию на сентябрь 2011 г. Москве удалось подняться лишь на 7 пунктов до 61-го из 75 возможных в рейтинге. Однако уже в этом году Москва опустилась на четыре позиции – до 65-го места, а Санкт-Петербург – на две, до 73-го. Всего в рейтинге 77 позиций. Компанию Москве и Петербургу составили такие финансовые центры, как Таллин, Маврикий, Манила, Будапешт и Афины. Тройка лидеров осталась неизменной – Лондон, Нью-Йорк и Гонконг. Для составления рейтинга GFCI используются 79 сводных индексов мировых финансовых институтов и исследований ведущих компаний по секторам, а также опросы 1887 респондентов. На позицию в нем влияют пять главных критериев: квалифицированность кадров, качество бизнес-среды и инфраструктуры, доступ к рынку и общая конкурентоспособность.

«Мы слишком часто обсуждаем те вопросы, которые уже давно решены и не должны вызывать сомнения: например, является ли развитие российского рынка в Лондоне частью плана по построению МФЦ в Москве», – говорил президент ММВБ-РТС Рубен Аганбегян. «Примеров принятия решений, противоречащих друг другу, много – например, мы одновременно строим мировой финансовый центр для иностранных инвесторов и ведем активную борьбу с офшорами», – подчеркивает Саватюгин.