Дон Роберт: «Мы сами платим хакерам»

Дон Роберт занимается сбором информации о всех должниках – от банковских заемщиков до абонентов сотовых операторов. В мире от информации, собранной его бюро, зависит, по какой ставке вы возьмете кредит. В России же вопрос стоит проще: дадут ли вам вообще взаймы
Д.Абрамов/ Ведомости

Кредитные бюро – относительно молодое для России явление. Основные статьи закона «О кредитных историях» вступили в силу менее семи лет назад – 1 июня 2005 г. Сейчас за нашей кредитоспособностью следит около трех десятков бюро кредитных историй, хотя во многих странах на рынке доминирует один игрок. Видимо, Россию тоже ждет консолидация: три бюро контролируют уже более 90% рынка. Это Объединенное кредитное бюро (ОКБ), Национальное бюро кредитных историй и «Эквифакс».

Биография. 1959 г.

Дон Роберт родился 15 мая в Портленде (штат Орегон, США). Окончил Университет Орегона

1980

пришел на работу в банк US Bancorp стажером

1992

президент Credco (предоставление кредитных отчетов)

1995

После того как First American Corporation поглотила Credco, прошел путь до ее президента

2001

стал главным операционным директором Experian в Северной Америке

2002

назначен гендиректором Experian в Северной Америке

2005

стал председателем правления Experian

Где заемщики неаккуратнее

Если посмотреть долю счетов с просрочкой от 30 дней от общего числа счетов в базе ОКБ, то по ипотеке процент просрочки – 2,28%, по автокредитам – 4,6%, по персональным кредитам – 5,69%, по продажам в рассрочку – 5,96%, по кредитным картам – 9,13%, а по обеспеченным ссудам – 10,07%. ОКБ

«В кредитное бюро нужно зайти до визита в банк»

Даниэль Зеленский, Руководитель филиала Experian в России – генеральный директор ОКБ. – Как Hunter вычисляет подозрительные заявки на кредит? – Система ищет аномалии. Например, в разные банки обратились заемщики с разными ФИО, адресом регистрации, местом работы – но все они указали один и тот же рабочий телефон. Обращает он внимание и на случаи, когда люди вряд ли замышляют мошенничество, но ведут себя не особенно честно. Например, после отказа в кредите идут в другой банк и указывают вдвое большую зарплату. Hunter предупредит второй банк о несоответствии. – Часто ли люди интересуются собственным кредитным рейтингом? – В России – все чаще. В прошлом году нам поступало около 20 запросов в месяц от граждан с просьбой ознакомиться с кредитной историей. В этом году уже около 200 человек в месяц желают это сделать. Но это не приносит бюро прибыли: все они делают запрос впервые или не чаще раза в год. Обычно это происходит после того, как банк отказал в кредите с формулировкой «из-за плохой кредитной истории». На Западе другая ситуация – там люди обращаются за информацией в кредитное бюро до того, как пойти в банк за кредитом. В России кредитная история интересна главным образом банку. Потребители пока что не очень разобрались в том, что чем пунктуальнее они отдают долги, тем под меньший процент могут занять. – Какая просрочка не влияет на кредитную историю? – Как правило, до 30 дней. Но работа с просрочкой во многом зависит от банка. Некоторые бьют тревогу, даже если увидят у клиента двухдневную просрочку. От кредитной истории зависит и то, как быстро клиенту напомнят о долге. Не получив очередной платеж, банк смотрит информацию о прошлых платежах клиента и в зависимости от нее может и десять дней не беспокоить заемщика, а может уже на следующий день кого-нибудь к нему послать. – Сколько кредитных историй сейчас в базе данных ОКБ? – Более 60 млн кредитных историй. В 2010 г. РБК назвала нас бюро с самой быстрорастущей базой данных – она увеличилась на 22,2 млн (177% к предыдущему году). В 2011 г. число кредитных историй выросло на 21,5 млн (73% к 2010 г.). Сейчас у нас в шесть раз больше кредитных историй, чем было 2009 г. И мы планируем не снижать темпы и дальше.

ЗАО "Объединенное кредитное бюро"

Бюро кредитных историй Акционеры: Сбербанк (50%), группа “Интерфакс” (25%), Experian (25%). Финансовые показатели не раскрываются. Основано в 2004 г. под названием "Экспириан-Интерфакс", переименовано в октябре 2011 г. В базе данных более 60 млн кредитных историй.

Experian

Информационно-аналитическая группа. Акционеры: почти все акции в свободном обращении, крупнейшие инвесторы – State Street Bank&Trust (5,14%), Blackrock (5,01%), Legal&General Group (4%), Fidelity Management&Research (2,87%). Капитализация – $17,45 млрд. Финансовые показатели (за финансовый год, завершившийся 31 марта 2011 г.): выручка – $4,2 млрд, чистая прибыль - $581 млн. Образовано в 1996 г. в результате слияния двух подразделений британского конгломерата GUS. Самостоятельной компанией стало в 2006 г. Основное направление деятельности -мониторинг кредитных историй.

ОКБ возникло в 2004 г. как СП «Интерфакса» и международной компаний Experian. Изначально у партнеров было по 50% акций, но в декабре 2009 г. третьим партнером стал Сбербанк. Он выкупил половину акций, доля двух других акционеров размылась до 25%.

В бюро кредитных историй можно не только посмотреть, когда и сколько заимствовал заемщик и исправно ли платил по счетам. Бюро предлагают ряд продуктов с добавочной стоимостью. Например, скоринговые системы, позволяющие автоматически оценивать, с какой вероятностью клиент вернет долг. Или триггеры – систему автоматического оповещения банка об изменениях в кредитной истории заемщика: к примеру, если тот, не погасив текущий кредит, берет взаймы у конкурента.

Компания Experian не только поставляет информационные системы для работы с кредитными историями, но и управляет кредитными бюро с данными о физлицах в 16 странах, с данными о юрлицах в 12 странах мира. В ряде стран, например Индии, Австралии и России, оно делает это в рамках СП. Председатель правления Experian Дон Роберт рассказал «Ведомостям», чем бизнес в России отличается от остального мира, как агентство вычисляет мошенников и зачем вашему врачу знать вашу кредитную историю. В беседе принимал участие руководитель филиала Experian в России – генеральный директор ОКБ Даниэль Зеленский.

– Какая деятельность приносит бюро кредитных историй большинство доходов?

– В большинстве стран основные источники дохода – продажа информации о кредитных историях (около 50% дохода) и аналитические продукты (около 20%). В России все с точностью до наоборот: бизнес по предоставлению аналитики на основе кредитных историй крупнее бизнеса по продаже кредитных отчетов.

– Часто ли заемщики хотят ознакомиться со своей кредитной историей?

– Часто, если говорить о западных заемщиках. В большинстве стран мира, в том числе и в России, раз в год вы имеете право увидеть свою кредитную историю бесплатно. Но западные заемщики часто оплачивают нам ежемесячную подписку, которая дает им возможность практически в любой момент узнать свою оценку как заемщика.

– Сколько стоит повторное обращение за кредитной историей?

Д. Р.: На Западе наша онлайн-подписка на данные о собственной кредитной истории обойдется в $12–18 в месяц. Разовое повторное обращение в Великобритании – 2 фунта.

Д. З.: В России повторно ознакомиться со своей кредитной историей может стоить клиенту 600 руб.

– А сколько за один запрос платят банки?

Д. З.: В России самая низкая стоимость кредитной истории для банков. Так уж сложилось, в том числе из-за высокой конкуренции. Средняя стоимость – около 25 центов за кредитный отчет. В Европе – около $1. Естественно, чем чаще банк запрашивает информацию и чем большее количество кредитных историй своих клиентов предоставляет нам, тем дешевле ему обходится один запрос.

– Со сколькими банками работает ОКБ в России?

– Около 300.

– Большинство из них работают только с вами или со всеми ведущими кредитными агентствами?

Д.З.: В России более 90% рынка контролирует три агентства – ОКБ, «Эквифакс» и Национальное бюро кредитных историй. В западных странах, как правило, есть одно крупнейшее бюро. Особенность России в том, что банки запрашивают информацию о клиенте сразу у всех трех агентств, ведь это относительно дешево.

– А информацией о заемщиках банки тоже делятся со всеми тремя бюро?

– Как правило, да.

– Сбербанк тоже снабжает информацией о кредитных историях своих заемщиков другие бюро, кроме ОКБ?

– Он передает им данные о неплательщиках, чьи дела дошли до суда. Конечно, он запрашивает кредитные истории не только у ОКБ. Для нас он не только владелец, а крупнейший клиент.

– Как вы мотивируете банки делиться кредитными историями именно с вашим агентством?

Д.З.: Это общая практика во всем мире: если хочешь получать информацию от агентства, будь добр поделиться с ним информацией о своих заемщиках. Если банк не собирается этого делать, он будет платить по $15 за одну историю.

Д.Р.: На Западе другие расценки, но принцип тот же самый. Бюро получают информацию от всех банков, с кем работают. Но так как там есть явный лидер на рынке, то банки обмениваются информацией с одним, максимум двумя бюро. Российскую ситуацию можно объяснить тем, что бизнес еще только развивается. Со временем кредитных бюро будет все меньше (сейчас их около 30. – «Ведомости») и останется два-три. Ведь банкам нужно беспокоиться еще и о защите информации. Понятно, что чем меньше мест, куда рассылаются данные, тем безопаснее. Тем более что мы, как крупный международный игрок, тратим десятки миллионов долларов на защиту информации, ее шифрование, фаерволы и прочее.

– А что, ее пытаются украсть?

– Пытаются. Но пока защита оказывается не по зубам хакерам.

– В России зарегистрированы такие попытки?

– Мы сами платим хакерам, чтобы они попытались взломать наши базы. Таким образом мы ищем в них уязвимые места. Но реальных утечек информации в России не было. И я не помню, чтобы в последние 10 лет они были на Западе.

– Часты ли прецеденты, когда заемщики обращаются к вам или в суд с просьбой внести изменения в кредитную историю – мол, просрочка была допущена не по их вине или по форс-мажорным обстоятельствам?

– Такое случается, и мы корректируем записи. Таких случаев немало, если брать абсолютные цифры. Но в процентах от общего количества транзакций цифра стремится к нулю.

– Как улучшить свою кредитную историю?

– Прежде всего, погасить все просрочки и пени. После этого в срок делать все взносы – и через некоторое время история улучшится. Случается, что у вас на руках оказывается несколько кредиток с внушительным лимитом кредитования. Банкиры неохотно выдают кредиты: они опасаются, что вы залезете в долги по всем картам разом и с трудом сможете все вернуть. Тогда стоит закрыть карты с самыми большими лимитами.

– В ОСАГО четко прописано: после одного страхового случая вам понадобится столько-то лет, чтобы получить право на прежнюю скидку. Есть ли подобные алгоритмы на кредитном рынке?

– Нет. Кредитные алгоритмы рассчитываются на основании где-то двух десятков факторов.

– Сколько времени потребовалось на слияние с кредитным бюро Сбербанка – «Инфокредитом»?

– Само техническое получение баз данных прошло очень быстро и завершилось в начале 2010 г., сразу после вхождения Сбербанка в акционеры . Сейчас мы в процессе завершения формального слияния «Инфокредита» с ОКБ. В декабре 2009 г. мы получили разрешение ФАС на вхождение Сбербанка в акционеры ОКБ, в прошлом году изменили название на «Объединенное кредитное бюро», а в 2012 г. получили разрешение ФАС на формальное присоединение «Инфокредита» к ОКБ.

– На что же ушли два года?

– Нужно было завершить все юридические формальности, в том числе получить все согласования со стороны акционеров.

– Как распределяются полномочия?

– У Сбербанка 50% акций, по 25% у «Интерфакса» и Experian.

– У вас право вето?

– Это конфиденциальная информация. Могу сказать, что мы ощущаем большую поддержку со стороны совета директоров, где у Сбербанка четыре члена и по два у нас и «Интерфакса». Дискуссии идут очень плодотворно. Это не тот случай, когда одни жестко настаивают на своем мнении, а другие не хотят уступать ни пяди.

– Во сколько вы оцениваете капитализацию компании? В 2009 г. гендиректор «Эквифакса» заметил в одном из интервью, что нормальное кредитное бюро в России может стоить несколько миллионов долларов.

– Может быть, он просто рассчитывает продать бюро?

– Насколько прибылен ваш бизнес?

– Рентабельность международного бизнеса Experian – около 20%. Например, в прошлом году оборот составил $4 млрд, а операционная прибыль – $1 млрд. Но бизнес в России пока молод. Он прибылен, но не дотягивает до международных показателей. Но уже все наши проекты идут на основе самофинансирования.

– Какова емкость рынка для кредитных бюро в России?

Д. З.: Полагаю, речь о десятках миллионов долларов, хотя в перспективе речь может идти о сотнях миллионов.

Д. Р.: В России около 70 млн активных заемщиков. Если сравнить Россию со странами, где столько же активных заемщиков, полагаю, совокупный оборот всех кредитных бюро может быть $500 млн.

– Сбербанк инвестировал в ОКБ денежные средства или его вклад ограничился кредитными историями?

– Простите, это конфиденциальная информация.

– Кто запрашивает кредитную историю кроме банков и заемщиков?

– В России мы работаем преимущественно с этими двумя группами. В мире, конечно, список гораздо шире. Мы сотрудничаем с мобильными операторами, автодилерами и даже учреждениями из сферы здравоохранения – вашему доктору интересно, сможете ли вы оплатить его услуги.

– Если кредитную историю клиента запросит у вас другое кредитное бюро, вы продадите ему эту информацию?

– В России существуют законодательные ограничения. Сделать это мы можем только с разрешения заемщика, о котором идет речь. У банков такое разрешение есть – его подписывают, получая кредит.

– Можете ли сравнить развитие бизнеса кредитных историй в России и других странах?

– Прежде всего надо сказать, что в России отличное законодательное регулирование в нашей сфере, хотя сама индустрия кредитных историй очень молода. Отсюда и ее особенности. Например, большое количество игроков. И постоянные инновации – на рынок все время выходят новые продукты, например скоринговые системы. Надо заметить, что российские банки активно интересуются техническими новинками и очень подкованы в технической сфере.

Средний класс в России быстро растет, кредиты со временем будут использоваться все чаще, делая этот рынок не менее привлекательным, чем в США, Бразилии или даже Колумбии. Мы заплатили $400 млн за вход на последний рынок, приобретя бюро кредитных историй, хотя Колумбия не такая уж большая страна – около 40 млн населения. Но у нее весьма зрелый рынок.

Самый быстроразвивающийся рынок из стран, где мы присутствуем, – Бразилия. Нам, конечно, интересен и Китай, но туда не проникнуть, там кредитными историями занимается правительство.

Индия тоже весьма быстро развивается, но там бизнес кредитных бюро еще моложе, чем в России. Ваша страна может стать очень важным рынком для нас. Но обороты здесь еще слишком малы, хотя и быстро растут. Россия – самый быстроразвивающийся рынок Европы, если считать в процентах.

– Часто российские инновации заключаются в том, что берется давно существующий на Западе бизнес и внедряется здесь. Какие продукты, которые успешно развиваются на Западе, еще не представлены в России?

– Один из них мы уже упоминали – информирование заемщиков о состоянии их кредитной истории. Что касается продуктов для юрлиц, можно упомянуть сотрудничество с операторами мобильной связи. Они могут отслеживать, кто из потребителей пользуется бесплатным временем разговора в рамках рекламных акций, а потом выкидывает симку, а кто остается клиентом оператора. Замечу еще, что клиенты с предоплатной системой обычно приносят оператору меньше прибыли, чем разговаривающие в кредит. Мы сейчас ведем переговоры с отечественными операторами сотовой связи, но далеко не так активно, как это делают наши коллеги в других странах. В основном сотовые компании сообщают нам о клиентах, которые не платят. Но мы хотели бы получать не только негативную, но и позитивную информацию.

Нужно сказать, что подавляющую часть продуктов Experian, существующих в других странах, российский офис уже внедрил. Например, в прошлом году появились триггеры, в этом запущен сервис «Национальный Hunter» по предотвращению возможных кредитных мошенничеств.

– Много ли мошенничеств удалось предотвратить?

– Нужно быть осторожным в формулировках. Нет речи о мошенниках – мы говорим о крайне подозрительных случаях, которые выявляет система. Но их число вполне предсказуемо – сколько ожидали, столько и обнаружилось. Процент подозрительных случаев зависит от кредитного продукта, от 5% до 20%. Например, потребительские кредиты, которые выдают в магазинах, и кредитные карты – зона особого риска. На Западе еще одна высокорискованная сфера – автолизинг, но в России бюро еще только начинает работать в этой сфере. Чем агрессивнее продвижение продукта и меньше стоимость кредита, тем выше риск мошенничества.

– Экс-гендиректор ИКЕА в России Леннарт Дальгрен с удивлением констатировал, что россияне воруют в магазинах реже, чем европейцы. А насколько российские заемщики дисциплинированнее западных?

– Система Hunter действует в Великобритании и ряде других стран. Пока что процент подозрительных действий в России и на Западе совпадает. А если говорить о пунктуальности платежей по кредитам, то и здесь россияне очень похожи на европейцев.

– Объем выданных кредитов в России постоянно растет – а изменяется ли объем просроченных платежей?

– По нашим данным, объем просрочки растет, но если смотреть в процентах относительно выданных кредитов, то тут цифры стабильны.

– У вас самих есть кредиты?

Д. Р.: Да. Каждый месяц я по нему плачу.

Д. З.: Да, и я тоже плачу.

– И когда в последний раз вы видели свою кредитную историю?

Д. Р.: Давным-давно.

Д. З.: В прошлом году. ОКБ участвовало в экономическом форуме в Санкт-Петербурге. У нас была акция – любой желающий мог ознакомиться со своей кредитной историей. Я тоже полюбопытствовал.