Александр Макаров: «Смена космического аппарата — сложная техническая проблема»

Рынок платного телевидения будет расширяться еще по крайней мере три года, считает генеральный директор Национальной спутниковой компании Александр Макаров
Е.Кузьмина/ Ведомости

– Мы рассматриваем разные варианты расширения бизнеса. Это и коллективные подключения, и подключения корпоративных клиентов, которые вносят большую абонентскую плату, чем индивидуальные пользователи. К их числу относятся пакеты программ для взрослых, телеканал «НТВ-плюс наш футбол» (абонентская плата за него составляет 598 руб. за два месяца) и др.

1997

инженер-разработчик в центре разработок ПО Siemens

2001

сотрудник консалтинговой компании TFK (Германия)

2011

исполнительный директор Национальной спутниковой компании, с 2012 г. – генеральный директор этой компании

ЗАО «Национальная спутниковая компания» («Триколор ТВ»)

оператор спутникового телевидения. Выручка (данные компании за 2010 г.) – 3,33 млрд руб. Данные за 2011 г. не раскрываются. акционеры (по данным «СПАРК-Интерфакса») – Ольга Орлова (50%), Зинаида Толпекина (50%). По мнению участника рынка, бенефициаром компании является президент компании «Дженерал Сателайт» Андрей Ткаченко. «Триколор ТВ» – крупнейший в России оператор платного телевидения. Компания транслирует на большей части территории России около 150 телеканалов. Сейчас «Триколор ТВ» смотрят 10 млн абонентов (из них 7,7 млн подписано на платные пакеты каналов)

Семья и досуг

У меня в семье три человека: я, жена и дочка, которой еще не исполнилось года. Жена работала в финансовой сфере, а сейчас ухаживает за ребенком. <...> Связистов у меня в роду не было – в основном моряки. Свободного времени не так много. Мое хобби – компьютеры и спутниковое телевидение. В свободное время я много читаю, если выдается момент – люблю поиграть с коллегами в футбол.

Недавно Национальная спутниковая компания, работающая под брендом «Триколор ТВ», подключила 10-миллионного абонента – такой планки пока не преодолел ни один из конкурентов компании на российском рынке платного ТВ. «Триколор» привлекает клиентов низкими тарифами – подписка на базовый пакет каналов у оператора-дискаунтера стоит всего 600 руб. в год. Александр Макаров рассказал, как, получая символическую абонентскую плату, компания остается прибыльной, о рисках и перспективах развития бизнеса.

– Александр, в вашей официальной биографии, опубликованной на сайте «Триколор ТВ», отсутствует информация о том, чем вы занимались с 2004 по 2012 г. Откуда вы пришли в телекомпанию?

– У меня телекоммуникационное образование. В жизни было несколько вех карьерного роста. В 2001 г. я работал в российской Siemens, после этого – в Германии в сегменте телекома, а с 2004 по 2010 г. моя работа в Германии и Швейцарии была связана с финансами и инвестициями. В холдинги, с которыми я сотрудничал, входило порядка 32 компаний, с телекомом моя деятельность была связана лишь частично. В основном работа была связана с межгосударственными контрактами – об этом я не хотел бы говорить.

– Почему, на ваш взгляд, такой менеджер, как вы, сейчас понадобился «Триколору»?

– Компании проходят разные стадии развития. В какой-то момент им требуется руководитель-коммерсант, в какой-то момент – технический менеджер. Сейчас на рынке платного ТВ появляется множество инноваций – надо понимать, как использовать их, как вводить в дело. Наверное, поэтому я и появился в компании.

– В каком состоянии, по-вашему, сейчас находится российский рынок платного телевидения? Как на него влияет общая макроэкономическая ситуация в стране и новые нормы отраслевой регуляторики?

– Пять лет назад в сегменте платного телевидения начался бум, и с тех пор интерес к нему по меньшей мере не снижается. Очень сильно вырос сегмент кабельного ТВ, развивается IPTV, и мы не видим никаких препятствий для увеличения темпов роста рынка. Рынок будет расширяться еще по крайней мере три года. И мы планируем расти вместе с ним: только по итогам 2012 г. «Триколор ТВ», по нашим расчетам, дополнительно подключит вдвое больше абонентов, чем все вместе взятые суммарные абонентские базы операторов спутникового телевидения, работающих сейчас на российском рынке.

– Недавно в России была введена практика выдачи так называемых универсальных вещательных лицензий – была отменена норма, запрещавшая одному оператору платного ТВ иметь лицензии на вещание не более двух телеканалов. Как это изменение может повлиять на ваш бизнес?

– Пока сложно сказать, какое влияние на отрасль окажет это нововведение. Должно пройти определенное время, чтобы можно было оценить его последствия.

– Новые правила выделения частот для телевещания предполагают розыгрыш частотного ресурса для спутникового ТВ на конкурсах? Может ли это нововведение затормозить развитие операторов спутникового телевидения?

– Частотный ресурс ограничен. Сейчас на конкурсах разыгрываются частоты для эфирного теле- и радиовещания, поэтому в такой практике нет ничего нового. Мы будем претендовать на новые частоты и участвовать в конкурсах – никаких проблем в связи с введением новых правил я не предвижу.

– Можете ли вы назвать ключевые финансовые показатели – выручку, прибыль, EBITDA – Национальной спутниковой компании за 2011 г.?

– Выручку легко подсчитать. Сейчас у нас 10 млн абонентов, из них 7,7 млн подписано на платные пакеты каналов. Средний счет с абонента составляет 655 руб. в год.

– 10-миллионный абонент – серьезное достижение. Что это значит для компании?

– Мы считаем это событие знаковым не только для компании, но и для телекоммуникационной отрасли в целом. Ведь это рекордный не только для России, но и для всей Восточной Европы результат.

– Как вы учитываете активных абонентов?

– Неактивным абонентом для нас считается подписчик, не плативший за услуги два года. Это не обязательно абонент, полностью отказавшийся от услуг «Триколор ТВ». Такой абонент, например, может сохранить комплект приемного оборудования, но при этом смотреть только 10 бесплатных каналов. Для возобновления активности таких пользователей у нас имеются специальные маркетинговые программы.

– «Триколор ТВ» прибылен?

– Конечно, на сегодняшний день «Триколор ТВ» – прибыльная компания.

– На чем, кроме абонентских платежей за базовый пакет каналов (600 руб. в год), сейчас зарабатывает «Триколор ТВ»? Какие дополнительные способы монетизации сервиса вы видите?

– Какая доля в выручке компании приходится на дополнительные сервисы?

– В 2010 г. на дополнительные сервисы приходилось порядка 6–7% доходов «Триколор ТВ». В 2011 г. их доля составила около 11%, а в 2012 г. мы планируем довести ее до 16–17%. В дальнейшем доля дополнительных сервисов в доходах будет расти.

– Существует мнение, что большая часть доходов «Триколора» приходится на продажу абонентского оборудования? Так ли это?

– Это совершенно не так – к оборудованию мы не имеем никакого отношения. Наша выручка складывается именно из платы за операторские сервисы.

– Как строятся ваши отношения с телеканалами? Кто из них платит за попадание в вашу сетку вещания, а кому вы сами платите роялти?

– К каждому каналу у нас индивидуальный подход – с каждым из них мы договариваемся персонально. Какой-то фиксированной тарифной сетки для каналов у нас нет. Мы смотрим на их рейтинги и учитываем мнение наших телезрителей.

– Сколько каналов сейчас можно смотреть на «Триколор ТВ»?

– Около 150.

– В 2011 г. вы ввели систему разграничения доступа, позволяющую вещать через «Триколор» региональным каналам (их лицензии позволяют им работать только в определенном регионе, сигнал с каждого из спутников «Триколора», в свою очередь, распространяется на несколько десятков субъектов Федерации). Сколько региональных вещателей уже воспользовались вашими услугами?

– Не очень много, сегодня – всего четыре.

– Почему вы заморозили проект «Триколор-интернет» (однонаправленный доступ в интернет, при котором абонент получает входящие данные со спутника, а исходящая информация передается с компьютера, например при помощи мобильного телефона)?

– Проект оказался неэффективным. Аренда спутниковых каналов стоит дорого, а абонентов оказалось настолько мало, что развивать сервис стало коммерчески бессмысленно. К тому же нам не удавалось обеспечить высокую скорость доступа. Она, например, сильно зависит от погоды, облачности – при ее наличии доступ замедляется. Для нас пасмурная погода не редкость. Мы не отказались от идеи спутникового интернета – но для того, чтобы он работал эффективно, нужен не вещательный спутник (которым пользовались мы), охватывающий территории ковровым покрытием, а специализированный космический аппарат, «освещающий» поверхность Земли лучами.

– Сейчас вы начинаете вещание каналов в формате HD – всегда считалось, что это контент для покупателей дорогих телевизоров и потребителей услуг премиум-класса. «Триколор ТВ» всегда позиционировал себя как дискаунтер. Вы уверены, что HD-формат будет востребован вашей аудиторией?

– Мы считаем, что услуга будет востребована. Дело в том, что «Триколор» прошел несколько стадий развития. Сначала мы адресовали себя тем, кто по каким-то причинам не мог принимать телесигнал из эфира или по кабелю. Затем появилась модель дискаунтера, когда мы предлагали все большее количество каналов за минимальную плату и таким образом собрали самую большую в России абонентскую базу платного ТВ. Теперь абоненты становятся разборчивыми, им требуется качественная картинка – и «Триколор» концентрируется на качестве. HD не может не быть успешным – только в 2011 г. в России было продано около 7 млн телевизоров высокой четкости. Конечно, количество этих пользователей не будет расти такими темпами, как аудитория платного телевидения. Но не считаться с HD-трендом нельзя.

– Долгое время «Триколор ТВ» не показывал зарубежные телеканалы – его менеджеры аргументировали это тем, что «наши не хуже». Но в марте 2011 г. они появились в вашей сетке вещания. С чем связаны эти перемены?

– Абоненты меняются, становятся более разборчивыми. Например, сейчас они хотят видеть больше новостных каналов, в том числе и зарубежных. И мы идем им навстречу.

– Летом 2011 г. вы запустили спутниковое радиовещание. Зачем вам понадобился такой проект и сколько слушателей вам удалось набрать?

– В удаленных населенных пунктах России существует проблема с приемом не только теле-, но и качественного FM-радиосигнала. Мы проанализировали спрос и решили, что услуга будет востребована. Сейчас спутниковое радио через тарелки «Триколора» слушает более 20% его абонентов.

– Не опасаетесь ли вы, что увеличение числа передаваемых «Триколор ТВ» теле- и радиоканалов приведет к снижению качества картинки и звука – ведь возможности спутников Eutelsat W4 и Bonum-1, которые вы используете, не бесконечны? Планируете ли вы использование других космических аппаратов?

– Такие риски всегда есть. Что касается Eutelsat W4 (Eutelsat 36A), то есть спутник, который его резервирует, – Eutelsat W7 (Eutelsat 36В), и с ним мы связываем перспективы роста. Что касается Bonum-1, старого спутника, то волнений с ним связано больше. Но мы ищем возможности его резервирования, рассматриваем разные возможности для приобретения новых спутниковых мощностей. Смена космического аппарата – сложная техническая проблема, которая может коснуться всех наших абонентов. Грубо говоря, смещение спутника всего на несколько градусов может привести к тому, что придется перенацеливать миллионы антенн-тарелок. Поэтому нам нужен долгосрочный стратегический партнер – мы смотрим на таких операторов спутниковых группировок, которые уже заказывают новые спутники на замену вырабатывающим свой ресурс космическим аппаратам. Впрочем, сейчас проблем с Eutelsat 36А и 36B нет никаких. А что касается Bonum-1, вещающего на восточную часть России (его сигнал покрывает территорию до Читы), то в зоне его действия находится меньшая часть наших абонентов – около 700 000 – и там проблем не наблюдается.

– Когда вы планируете начать вещание на Дальнем Востоке, восточнее Читы?

– Это непростой для нас вопрос. Там сосредоточено не так много потенциальных абонентов, и вопрос о целесообразности выхода на эту территорию требует дополнительной проработки.

– Не планируете ли вы экспансию за пределы России?

– Пока таких планов нет.

– В 2009 г. холдинг «Газпром-медиа» объявил, что может приобрести «Триколор ТВ», но сделки нет до сих пор. В какой стадии сейчас находится переговорный процесс?

– На сегодняшний день сделка не завершена, стороны находятся в процессе согласования.

– Имена акционеров Национальной спутниковой компании никогда не разглашались. Многие участники рынка связывают ее с крупнейшим в России дистрибутором и производителем оборудования для приема спутникового ТВ «Дженерал сателайт» и его президентом Андреем Ткаченко. Кому принадлежит «Триколор ТВ»?

– Мы не раскрываем этой информации. То, что «Дженерал сателайт» является нашим акционером, неправда. Компания действительно выступает нашим технологическим партнером. Большую часть оборудования, рекомендуемого нами абонентам, производит «Дженерал сателайт». Но никакого влияния на «Триколор ТВ» она не оказывает.

– За последние пять лет проникновение цифрового спутникового и кабельного ТВ в России достигло десятков процентов от общего числа домохозяйств. Насколько в связи с этим актуальна государственная программа цифровизации общедоступного эфирного телевидения?

– Сложно сказать, насколько целесообразна сейчас такая программа. По масштабам она будет крупнее, чем телефонизация всех населенных пунктов России. В ходе того проекта требовалось, условно говоря, установить телефон в каждой деревне. А программа цифровизации телевидения требует проведения его в каждый дом. Во сколько это обойдется в конечном итоге, можно только догадываться. В этой ситуации государство могло бы обратить внимание на операторов спутникового телевидения, аудитория «Триколор ТВ» (имеется в виду не количество абонентов) сейчас составляет 30 млн зрителей.

Нам никто не предлагал участвовать в государственной программе цифровизации, но, мне кажется, наш опыт можно было бы учесть.

– Нет ли опасений, что система условного доступа, которую Минкомсвязи предписало использовать для трансляции абонентам сигнала эфирного цифрового телевидения, снизит доступность ТВ для населения?

– Мы не считаем, что ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), на которое государство возложило реализацию программы цифровизации ТВ, станет коммерческим конкурентом операторам кабельного и спутникового телевидения. Вряд ли РТРС когда-нибудь будет транслировать зрителям столько каналов, сколько они.

– Сейчас в России, по сути, возрождается многопартийная политическая система. А 10 млн ваших абонентов – значительная часть электората. Не получали ли вы предложений о сотрудничестве от различных политических партий и организаций?

– Конечно, такие предложения периодически поступают к нам. Но «Триколор ТВ» вне политики.

– Кстати, а за кого вы голосовали на последних президентских выборах? Вам кто симпатичнее – Путин или оппозиция?

– Вы знаете, в день выборов я находился в командировке за границей и не голосовал.

– Расскажите про вашу семью. Чем увлекаются ваши близкие? Кто-нибудь хочет пойти по семейным стопам связиста?

– У меня в семье три человека: я, жена и дочка, которой еще не исполнилось года. Жена работала в финансовой сфере, а сейчас ухаживает за ребенком. С дочкой я пока, соответственно, обсудить профессиональные планы не могу. Часто с женой мы в шутку обсуждаем, что неплохо было бы, чтобы в семье был врач-стоматолог. Кстати, связистов у меня в роду не было – в основном моряки.

– Чем вы занимаетесь в свободное от руководства «Триколором» время?

– Его не так много, но мне нравится то, чем я занимаюсь. Мое хобби – компьютеры и спутниковое телевидение. В свободное время я много читаю, если выдается момент – люблю поиграть с коллегами в футбол.