Отписали треть

Напрасно частные нефтяные компании просили Владимира Путина разрешить им работу на шельфе. Они в лучшем случае станут младшими партнерами в проектах «Роснефти»
Е.Кузьмина/ Ведомости

Перед этим руководители «Лукойла», «Сургутнефтегаза», ТНК-ВР и «Башнефти» попросили правительство либерализовать доступ к шельфу для частных российских компаний (по закону о недрах с 2008 г. лицензии на шельф могут получать лишь госкомпании с пятилетним опытом работы; под эти условия подпадают лишь «Газпром» и «Роснефть»).

«Я уже просил правительство подумать над тем, как пригласить в эти [шельфовые] проекты и использовать возможности чисто российских компаний, – заявил на прошлой неделе премьер Путин, уточнив: – Конечно, эти компании наши, отечественные, должны работать на определенных условиях».

Раздумья правительства оказались недолгими. «Роснефть» позвала российских конкурентов стать ее миноритарными партнерами на шельфе. Предложения о разработке 12 участков (в том числе в «бывшей серой зоне» Баренцева моря и на Магадане) отправлены четырем «подписантам», заявил вчера президент госкомпании Эдуард Худайнатов (цитата по «Интерфаксу»).

Детали предложений Худайнатов не раскрыл, но отметил, что они типовые, а условия сотрудничества схожи с договоренностью с Eххоn (см. статью на стр. 01).

В письме идет речь о 33%-ной доле в операторе шельфовых проектов «Роснефть», при этом оперативное руководство ими госкомпания хотела бы оставить за собой, говорит сотрудник одной из компаний, получившей письмо. О возможном обмене активами, как с Exxon, речи не идет, добавляет он. «Это предложение – лишь отписка, мы хотели получить равноправный доступ к шельфовым проектам», – возмущен нефтяник.

Представитель ТНК-ВР от комментариев отказался, связаться с его коллегой из «Сургута» не удалось. Представитель «Башнефти» лишь подтвердил получение письма: «Компания изучает предложения». Примерно то же сказал его коллега из «Лукойла». Это первый шаг на пути либерализации доступа частных компаний к шельфовым проектам, надеется он.

Его надежды вряд ли оправдаются. «Роснефть» сделала свои предложения. Компании могут принять участие в ее шельфовых проектах на условиях действующего законодательства. Тема исчерпана, ответа правительства на письмо нефтяников не готовится», – заявил «Ведомостям» пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.

Госкомпания опасается потерять эксклюзивное право на разработку шельфа, это один из аргументов «Роснефти» против ее приватизации, рассказывали участники нескольких приватизационных совещаний.

Доступ к шельфу – ее конкурентное преимущество, согласен аналитик Номос-банка Денис Борисов: «Роснефть» получает большинство шельфовых лицензий без конкурса и дешево. В январе ей достались пять участков Охотского моря за 836 млн руб. с суммарными извлекаемыми ресурсами, по оценке Минприроды, в 442,3 млн т нефти и 1,5 трлн куб. м газа. «Роснефть» в конце года называла более высокие оценки – свыше 1,1 млрд т жидких углеводородов и 2 трлн куб. м газа.

Очевидно, частникам так и придется довольствоваться ролью миноритариев в проектах госкомпаний, констатирует Борисов: «Правда, сейчас еще большой вопрос, кому важнее это сотрудничество, ведь разведка на шельфе – дело рискованное, и госкомпаниям хотелось бы делить риски и затраты». О разработке магаданских участков госкомпания договаривается с китайскими и японскими компаниями, напоминает Борисов.