Цифра недели: 33%


Освоение российского шельфа, на котором может находиться до 25% мировых запасов нефти и газа, постоянно объявляется приоритетом в энергетике. Но нужны колоссальные инвестиции: оценка чиновников – $500 млрд. Только по проектам с ExxonMobil «Роснефть» обещает вложить $200–300 млрд. Под силу ли компании такие инвестиции – большой вопрос. S&P, например, ожидает, что в этом году у нее будет отрицательный свободный операционный денежный поток, и это при нефти под $120 (Brent).

Занимаясь либерализацией на словах, на деле правительство жестко держится за госконтроль. Приватизация все готовится, а госсектор пока расширяется. Формальные административные барьеры снижаются, зато фактические – вплоть до согласования цен и бизнес-планов – воздвигаются. Еще один пример – упрямство, с которым чиновники не дают частным нефтегазовым компаниям вкладывать в разработку шельфа.

Частные компании постоянно просят о пропуске на шельф, но их деньги не нужны чиновникам. Судя по заявлениям президента «Роснефти» Эдуарда Худайнатова и сотрудника одной из частных нефтяных компаний, частникам в проектах предложена доля в 33%. На роль младшего партнера нефтяники вряд ли согласятся, разве что на отдельные проекты. Придется на условиях слабой стороны договариваться с монополистом, согласовывать с ним и чиновниками выбор иностранных партнеров, возможно, нести более высокие расходы.

Есть и другие аргументы в пользу открытия шельфа для частного капитала, в частности снижение риска инвестиций. По сложности добычи в мире почти нет сопоставимых с арктическим шельфом проектов, в таких условиях пока не добывают. Могут возникнуть проблемы и со сбытом. Энергетическая картина мира меняется – развивается добыча сланцевых газа и нефти, США обещано превращение во второй Ближний Восток, разрабатываются битуминозные песчаники в Канаде. Так что чиновникам было бы выгодно диверсифицировать риски и создать условия для привлечения капитала.

Но для чиновников сохранение фактической монополии госкомпаний на сырье на шельфе дороже самого сырья. Для многих из них «частное» значит «опасное». А экономические аргументы при принятии экономических решений не главное. Гораздо важнее поддерживать свой аппаратный вес, а чтобы «не похудеть», нужно сидеть на раздаче и решать, кому выдать пропуск и за сколько. Главное – оставаться хозяином шлагбаума, даже если никто не захочет проезжать за него.