Суть дела: Без хорошего прогноза нет хорошего плана

При выборе вариантов развития необходим серьезный прогноз состояния рынка перевозок. Он базируется на отраслевых прогнозах развития, на межотраслевых балансах, на построении моделей производства или добычи, переработки, потребления тех или иных грузов, товаров, услуг. Потребуется создание резервов пропускной способности транспортной сети на основных направлениях из-за возможных колебаний спроса на перевозки массовых грузов по объемам, номенклатуре и направлениям.

Межотраслевой баланс важен и с точки зрения переориентации товаров и грузов с одного вида транспорта на другой в случае, если экономически более востребованы будут иные виды транспорта.

Например, сегодня автодороги практически не имеют альтернативы при решении многих социальных задач, обеспечении населения продуктами и товарами. Минтранс активно развивает программу строительства подъездов к сельским населенным пунктам, но вот недавно рассматривался вопрос строительства в Сибири и на Дальнем Востоке (и подъездов, и автодорог в целом) – несложные экономические подсчеты показали, что там выгоднее развивать иные виды транспорта, а не автомобильный.

Немаловажен источник средств на создание и модернизацию транспортной инфраструктуры, а впоследствии – об этом мы часто забываем – на ее эксплуатацию, ремонт и содержание. Причем эти последующие затраты могут быть очень значительными.

Сегодня на некоторых видах транспорта использование инфраструктуры платное. Это железнодорожный, авиационный, морской транспорт. Эта плата могла бы стать источником амортизации, источником восстановления.

Но в большинстве случаев создание инфраструктуры осуществляется либо со значительным использованием средств казны, либо только за счет средств федерального бюджета, либо за счет больших инфраструктурных организаций, таких как РЖД. Даже государственная компания «Автодор», которая призвана строить платные дороги за счет внебюджетных источников финансирования, пока только разворачивает эту деятельность.

Чтобы развивать инфраструктуру, необходимо понимать, как она в дальнейшем будет использоваться. В Стратегии развития железнодорожного транспорта предусмотрены мероприятия по обновлению подвижного состава и вагонного парка. В 2011 г. предприятия транспортного машиностроения произвели 579 локомотивов, что на 32% больше, чем в 2010 г., а также 63 000 грузовых магистральных вагонов – это +26% к 2010 г. И это тот импульс, который развитие транспортной инфраструктуры дает машиностроению, и те дополнительные выгоды, которые транспортное машиностроение позволяет получить путем увеличения объемов производства.