Авиаперевозки: Через пять лет вызовов будет еще больше

Я в практически частной компании представляю инвентарный государственный пакет, который составляет 25% плюс 1 акция. И я считаю, что развитие аэропортов как с точки зрения качества предоставляемых ими услуг, так и с точки зрения количества и пропускной способности – очень масштабная проблема, которая не может быть решена только частными инвесторами. А нехватка аэропортовых мощностей – одно из «узких» мест в отрасли.

ОАО «Авиакомпания «Сибирь»

Акционеры: ЗАО «Группа компаний С7» (71,34%), Рос-имущество (25,5%). Выручка по РСБУ в 2011 г. – 45,3 млрд руб., чистая прибыль – 733,5 млн руб. В 2011 г. перевезла 5,1 млн пассажиров. Выполняет полеты под брендом S7 Airlines.

Модели механизма государственно-частного партнерства, которые уже применялись в ряде аэропортов России, должны стать типовой, шаблонной практикой, чтобы как можно активнее укрупнять масштаб аэропортового бизнеса. И участие акционеров авиакомпаний в этом процессе мне кажется правильным и экономически оправданным.

Если говорить о прибыльности авиабизнеса вообще, то, по моим впечатлениям, внутри авиации больших и реальных шансов увеличивать доходы на самом деле не так много. На мой взгляд, перспективным направлением здесь будут являться решения out of the box, то есть лежащие вне привычных рамок авиаперевозок. Например, если у нас есть авиакомпания, которая планирует ближайшие 10 лет совершать полеты в какой-то региональный аэропорт, может быть, ей стоит задуматься о финансировании на принципах ГЧП с местной администрацией автомобильной платной дороги к аэропорту. Я полагаю, что наши сегодняшние попытки повышения собственной эффективности, оставаясь только в рамках авиабизнеса, будут обречены, и лет через пять мы столкнемся с еще большими вызовами, чем сегодняшние. Авиация должна становиться провайдером комплексной услуги не только путешественнику, но и человеку, который хочет делать бизнес на борту или хочет развлечься. Скажем, в образовательном секторе уже существует понятие edutеinment как некий противовес понятию education, то есть когда люди хотят не просто учиться, а хотят, обучаясь, развлекаться. По-моему, для того чтобы выходить за пределы рентабельности, измеряющейся единицами процентов, нужны новые яркие ходы. Так что я сторонник как можно большего подхода out of the box.

Поделюсь наблюдением, связанным с темой надвигающегося кризиса, дефицита ликвидности. Я сторонник той точки зрения, что авиация – это бизнес, который может быть хорошо капитализируем на фондовых рынках. Ведь среди российских «голубых фишек» есть лишь один национальный перевозчик. Например, пакет, которым в ОАО «Сибирь» владеет государство, по-прежнему управляется исходя из принципов РСБУ. При этом нормы МСФО в целом в группе «Сибирь» существуют и используются. Я считаю, что в перспективе необходимо двигаться в сторону как раз международных стандартов финансовой отчетности, чтобы авиабизнес стал более прозрачным финансово и мог легче привлекать ресурсы для развития.