Автодороги: Дороги в цифрах

В России автотранспорт обеспечивает более 78% общего объема грузоперевозок, а также 93% объема перевозок пассажиров (без городского электрического транспорта).

Доля в ВВП России отечественной продукции, работ и услуг, связанных с автодорожным комплексом, – 15,5%, а с учетом косвенного макроэкономического эффекта в других отраслях – 30,7%.

Вместе с тем развитие сети автомобильных дорог отстает от роста спроса на услуги дорог.

Доля автодорог федерального значения, не соответствующих требованиям нормативных документов, составила в 2011 г. 61,5% общей протяженности. И около 62% протяженности дорог регионального (межмуниципального) значения не соответствует нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию.

Самые загруженные федеральные дороги проходят по городам и населенным пунктам – это вызывает проблемы не только со скоростью доставки грузов, но и с экологией и безопасностью. На Московском и Санкт-Петербургском транспортных узлах, в других крупных городах это привело транспортные системы на грань остановки. Сейчас совместно с правительствами Москвы и Московской области разработана программа развития транспортного комплекса Московского региона до 2020 г. и начата разработка аналогичной программы для Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В Сибирском, Дальневосточном, в значительной части Северо-Западного, Приволжского и Уральского федеральных округов низкий уровень обеспеченности автомобильными дорогами сдерживает социально-экономическое развитие. Почти 2 млн человек живут на территориях, не имеющих выхода на сеть автомобильных дорог общего пользования.

С 2008 по 2011 г. на дорогах федерального значения введены в эксплуатацию участки общей протяженностью 1458,4 км, регионального значения – 6061 км. Введены участки автомобильных дорог М-4 «Дон», М-5 «Урал», М-3 «Украина», М-7 «Волга», Джубга – Сочи и др. Завершено строительство автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск, что дало возможность сквозного движения от западных границ России до портов и территорий Дальнего Востока. Закончено строительство обходов крупных городов, в том числе Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Нальчика, Уссурийска.

В 2011 г. объем капитального ремонта и ремонта федеральных дорог увеличился на 33%, до 5595 км, по сравнению с 2010 г.

В рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» в 2012–2014 гг. планируется построить и реконструировать 1013 км дорог федерального значения, регионального и местного значения –1347 км. Будет завершена программа развития Сочи как горно-климатического курорта, включая строительство дублера Курортного проспекта и участков дороги М-27 Джубга – Сочи общей протяженностью 25,5 км с искусственными сооружениями общей длиной 24,1 км.

Прирост протяженности автомобильных дорог федерального значения, обеспечивающих пропуск транспортных средств с нагрузкой на наиболее загруженную ось 11,5 т, за 2012–2014 гг. составит 2990 км.

По оценкам Минфина, объем Федерального дорожного фонда составит в 2012 г. 392 млрд руб., в 2013 г. – 450 млрд руб., в 2014 г. – 477 млрд руб. Минимальный объем дорожных фондов субъектов РФ составит в 2012 г. 391,2 млрд руб., в 2013 г. – 451,5 млрд руб., в 2014 г. – 531,3 млрд руб.