Реформа РЖД: Готовимся встретить перевозчиков из ЕЭС

Год назад вопрос о слияниях и поглощениях вызывал бурю эмоций. А сейчас я вижу огромное количество ходатайств и уведомлений о приобретении активов, долей компаний. Участники рынка делают это, чтобы активизировать свою деятельность и минимизировать риски, если с инфраструктурой возникает проблема. Наверное, это вынужденная мера: отсутствие определенной поддержки для всех участников рынка явилось проблемой и консолидация стала единственно возможным выходом и для операторов, и для перевозчика. Я имею в виду консолидацию операторов в части предоставления подвижного состава.

Здесь участники конференции рассказывали, как каждый решает проблемы взаимодействия с РЖД. Однако при разной направленности интересов участников рынка согласованные действия двух хозяйствующих субъектов несут опасность для какого-то другого, третьего, потому и запрещает закон о защите конкуренции ряд соглашений и согласованных действий. У нас вступил в силу третий антимонопольный пакет. Теперь, если в ходе общественного обсуждения вопроса или в средствах массовой информации будет сообщена информация о признаках сговора, мы обязаны принять меры.

О создании базы для урегулирования интересов участников рынка. На совещании в Кемерове («Об итогах реструктуризации и перспективах развития угольной промышленности», провел премьер Владимир Путин 24 января. – «Ведомости») была реанимирована идея, возникшая три года назад. Тогда идею о совете рынка на примере электроэнергетики мы обсуждали в Минэкономразвития – Эльвира Сахипзадовна [Набиуллина] проводила совещание. Присутствовали все регуляторы, присутствовал президент РЖД [Владимир Якунин]. Идея была отвергнута. А сейчас рынок сам подошел к необходимости консолидации, но консолидации прозрачной. Создание КРУЖТа (координатор рынка услуг в сфере железнодорожного транспорта) возможно в рамках только некоммерческой структуры, а регуляторам – для совместного решения – отводится функция сорегулирования. Об этом сегодня на пленарном заседании говорилось – о комплексном подходе с учетом ситуации, с учетом необходимости развития конкретного объекта инфраструктуры. Мы так давно обсуждаем критерии доступа в рамках реализации целевой модели конкуренции «за маршрут»... Возможно, будет наконец решен вопрос, что к дефицитной инфраструктуре должен быть доступ для всех желающих, если там достаточно мощностей и нет ограничений по пропускной способности. Я хочу поторопить события и попросить всех участников процесса ускорить направление замечаний, приложений. Ведь потребуется время, чтобы пройти необходимые этапы открытия доступа, подготовки нормативно-правовых актов. При этом, напомню, с января 2015 г. Россия открывает доступ для перевозчиков из ЕЭС, и для этого федеральным органам вместе с профессиональным сообществом нужно сделать очень много по построению рынка – есть четкие сроки, мы не имеем права их не соблюдать. Создание свободного конкурентного рынка операторов выявило проблемы, а нам нужно успеть сделать рынок для владельцев подвижного состава, локомотивов.