Автодороги: Как привлечь в проекты ГЧП длинные деньги

Газпромбанк

Основные акционеры – НПФ «Газфонд» (50% плюс 1 акция), ОАО «Газпром» (41,73%). Активы на 1 января 2012 г. – 2,4 трлн руб., собственный капитал – 163,2 млрд руб., нераспределенная прибыль – 39,2 млрд руб. (данные «Интерфакс-ЦЭА»).

Если читать закон «О концессионных соглашениях» 2005 г., можно обнаружить результаты борьбы различных органов власти и министерств. Например: объект находится в собственности государства, но учитывается отдельно – бухгалтерский и налоговый учет ведутся отдельно на балансе концессионера – для чего? Чтобы концессионер платил налог на прибыль за объект, которым он не владеет. Видна рука Минфина.

Нельзя закладывать права по концессионному соглашению в пользу банков. Есть национализация, есть приватизация.

Приватизировать все нельзя, а если все национализируем – денег не будет для развития. Значит, ГЧП где-то посередине. А концессионное законодательство сдвинуто в сторону национализации, потому что государство хотело все контролировать.

Может быть, и правильно. Но тогда приходящий частный партнер требует для себя избыточных гарантий. По облигационным займам, которые выпускаются по проектам М-1 (Москва – Смоленск – граница с Республикой Беларусь), М-10 (Москва – Санкт-Петербург), даются дополнительные госгарантии. Финансируют эти проекты в том числе и Пенсионный фонд, и госбанки.

Я, кстати, далеко не сторонник общего закона о ГЧП. Я вот думаю: мы примем закон о ГЧП, а в Минэкономразвития есть отдел частно-государственного партнерства. То есть его расформируют или поменяют название? Давайте тогда договоримся: это будет государственно-частное, частно-государственное или государственно-государственное партнерство.

О деньгах. Проекты, о которых мы сейчас говорим, – это проекты, генерирующие рублевую выручку. Если кто-то говорит, что можно на двадцать лет привлечь доллар, это, наверное, правда. Но кто возьмет валютный риск на 20 лет? Соответственно, мы говорим исключительно о рублях. Нужно изменить нормативные акты деятельности ЦБ как независимого от Российской Федерации института (у нас, кстати, есть предложения). Тогда возникнут длинные деньги, помимо пенсионных, которые находятся в прямом подчинении правительства через Внешэкономбанк.

По поводу иностранных банков и экпертно-кредитных агентств. Я думаю, когда в проект приходит иностранный участник, одна из важнейших задач – работа с экспертно-кредитными агентствами. Тогда – если мы хотим привлечь знания и технологии – давайте договариваться с этими агентствами, чтобы они выдавали страховки в рублях.