Суть дела: Мы научились решать проблемы сообща

ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП)

Основная компания группы НМТП. Акционеры: Novoport Holding Ltd (бенефициары – «Транснефть» и группа «Сумма» Зиявудина Магомедова) – 50,1%, Росимущество – 20%, РЖД – 5,3%. Капитализация (LSE) – $2 млрд. Выручка по МСФО за 9 месяцев 2011 г. – $782 млн, чистая прибыль – $71,8 млн.

Складывается парадоксальная ситуация. Мы заинтересованы в привлечении объемов, в том числе тех, которые будут идти через иностранные государства. Мы привлекли в РЖД довольно значительные объемы с Украины, грузы российских отправителей в направлении Украины. Сейчас идут переговоры с украинскими грузовладельцами по перевалке грузов украинских компаний через Новороссийский порт и наши стивидорные мощности.

А на железной дороге мы имеем завал и неподтверждение объемов.

К примеру, мы владеем компанией ОАО «ИПП», которая экспортирует нефтепродукты. Вот сейчас (на 15 марта. – «Ведомости») у нас осталось работы по вагонам на трое суток. Что делать дальше? На рейде стоят суда. Стоят вагоны. Стоят клиенты. Но мы не можем подтвердить груз с нефтебаз, который находится на железной дороге.

Почему? Что происходит? Мы разговариваем с РЖД, нам говорят: «Коллапс на РЖД, коллапс в Новороссийске. Необходимо решить общую проблему, и тогда мы будем подтверждать объемы». Получается, что проблема Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД) – это по большому счету проблема Новороссийского транспортного узла.

Мы долго вместе искали выход. И создали информационно-логистический центр, взаимодействующий с логистическим центром на СКЖД. В этот центр мы привлекли грузо-владельцев, партнеров из РЖД, наших стивидорных партнеров. Для чего? Для того чтобы оперативно реагировать и предупреждать подобные ситуации, чтобы груз отслеживался на всех этапах его перемещения.

Поэтому пути разрешения проблемных ситуаций, безусловно, есть. И эти пути, эти решения лежат в плоскости совместной – пусть непростой, но совместной – работы РЖД, стивидоров, перевозчиков и грузовладельцев. И мы это уже делаем.

За последние шесть лет мы вложили около $500 млн в развитие портовых мощностей и новых терминалов. Ведь что такое Новороссийск сегодня? Это 25 млн т. Что такое Новороссийск завтра? Это 50 млн т, которые мы заявляем. И если не будет крупных вложений в инфраструктуру железной дороги, мы просто «не проедем», мы получим очередные коллапсы.