Авиаперевозки: Россия поспорила с Евросоюзом

Самой острой проблемой отечественной авиационной отрасли в 2011–2012 гг. стали отношения с Евросоюзом. В преддверии вступления в ВТО Россия согласилась отменить «транссибирские роялти» за пролет над своей территорией, а ЕС требует, чтобы российские авиакомпании платили за вредные выбросы СО2 сверх установленных квот. Крупные авиаперевозчики подсчитали потери – это сотни миллионов долларов в год
На долю авиации приходится примерно восьмая часть от общих выбросов СО2 во всем мире/ A.Harrer/ Bloomberg

В конце прошлого года одним из условий вступления России в ВТО стал отказ от получения денег за транссибирские маршруты (роялти). Деньги иностранных авиакомпаний за перелеты в воздушном пространстве РФ получает преимущественно «Аэрофлот». Еврокомиссия 21 октября 2011 г. опубликовала сообщение, в котором говорилось о завершении двусторонних переговоров по вступлению России в ВТО. «Мы достигли соглашения по последним двусторонним вопросам, оставляя свободным путь для присоединения России к ВТО до конца текущего года», – приводятся слова еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта.

С этого года в расходной части бюджета теперь уже всех российских авиакомпаний появились многомиллионные выплаты по системе ETS (Emissions Trading Scheme – европейская система торговли квотами на выбросы СО2 от самолетов).

Директиву по ETS Евросоюз одобрил в марте 2011 г. Все авиакомпании, летающие в ЕС, должны платить за перерасходованные в 2012 г. квоты. Деньги должны быть внесены не позднее II квартала 2013 г. Перерасход будет считаться от среднего показателя выхлопов СО2 от самолетов за 2004–2006 гг., который рекомендовано на 3% сократить. 85% квот будут распределяться среди авиакомпаний бесплатно, остальные – на аукционе, поясняется на сайте ЕС. С каждым годом бесплатные квоты будут сокращать на 3%. По данным сайта Ato.ru, в этом году ЕС получит от программы около $1,5 млрд. США, Китай и Россия против нее и готовят законы, запрещающие своим авиакомпаниям платить по ETS. Минтранс в марте этого года опубликовал официальную позицию, где назвал конвенцию односторонней мерой. Но представитель Еврокомиссии напоминает, что законность резолюции уже подтвердил суд ЕС в конце 2011 г.: под ее действие подпадают все авиакомпании, в том числе и европейские. Авиационные власти остального мира в качестве компромисса требуют наложить на конвенцию мораторий, пока не будет принята глобальная экологическая конвенция в рамках ICAO (авиационное крыло ООН).

ETS – инвестируем в соседей?

Один из животрепещущих вопросов в проблеме квот – куда пойдут примерно $2 млрд в год? Именно столько, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), ЕС будет получать от ETS. Сотрудник одной из крупнейших авиакомпаний России утверждает, что механизм контроля за расходованием денег непрозрачен. Часть средств планируют даже направить на строительство третьей взлетно-посадочной полосы в лондонском аэропорту Хитроу. «Как это связано с охраной окружающей среды – непонятно», – удивляется собеседник «Ведомостей». Получается, что иностранные перевозчики будут инвестировать в авиаотрасль Евросоюза под эгидой охраны окружающей среды.

Много теряем...

По данным одной из аудиторских проверок, которые оказались в распоряжении «Ведомостей», «Аэрофлот» в 2010 г. получил около $200 млн роялти. Примерно такую же сумму компания получила и в прошлом году, рассказал сотрудник перевозчика в кулуарах конференции «Ведомостей». Большую долю из них составляли платы от европейских перевозчиков, особенно Lufthansa. Он добавляет, что миллионы долларов от иностранных компаний – одна из причин высокой рентабельности «Аэрофлота» (по итогам 2011 г. EBITDAR «Аэрофлота» составила 25%). Но в 2012 г. авиакомпания может не только недополучить ставшие уже «родными» роялти, но и начать возвращать их [в виде квот] Евросоюзу в «усиленном режиме», иронизирует источник. Зарубежным авиакомпаниям осталось платить роялти «Аэрофлоту» за полеты над Россией совсем недолго. Они будут отменены (в нынешнем виде) с 2014 г. Плата за новые открываемые маршруты не берется уже с этого года. А система ETS грозит «Аэрофлоту» многомиллионными убытками, поясняет он.

... и платить не хотим

«В то время как Россия демонстрирует позитивный настрой относительно либерализации авиасообщения с Европой и не только готова отменить роялти, но и пересматривает целый ряд межправительственных соглашений (Болгария, Италия, Франция и пр.), Евросоюз ведет себя непоследовательно, односторонне предъявляя России многомиллионный счет по ETS», – рассуждал на конференции заместитель министра транспорта Валерий Окулов. Ранее и гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев тоже назвал сборы по европейской системе торговли квотами «гипертрофированным аналогом» роялти. Причем ущерб от европейских выплат будет больше, чем от пролетных денег, которые введены в 1950-х гг. Например, авиакомпании Китая уже посчитали, что за 2012 г. они должны будут консолидированно выплатить Евросоюзу примерно $150 млн. «При этом рентабельность авиационной отрасли близка к нулю и такие выплаты лягут на перевозчиков тяжелым бременем», – продолжает Окулов. Китайские власти уже запретили авиакомпаниям платить по ETS. Такое же решение приняли американские перевозчики, напоминает Окулов. По данным руководителя департамента производства полетов «Аэрофлота» Игоря Чалика, в случае включения в ETS российская авиаотрасль ежегодно будет терять до 50 млн евро. Из них на «Аэрофлот» придется 40 млн евро. В «Трансаэро» потери оценивают до 10 млн евро в год. А с ростом пассажиропотока к 2025 г. эти траты могут достичь $800 млн только для «Аэрофлота». В Минтрансе считают, что такие потери для отрасли неприемлемы. Авиакомпаниям уже предложено проработать вопрос об исковых заявлениях против ЕС: о неправомерности распространения ETS на российских первозчиков. Законодательную базу Минтранс уже готовит – закон, запрещающий российским авиакомпаниям платить за перерасходованные квоты, будет внесен в Госдуму в ближайшее время, пообещал Окулов.

Дипломатия лучше войны

Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий полагает, что если российские авиавласти будут игнорировать ETS, возможен дипломатический скандал и отказы в согласовании европейских маршрутов. Эксперт Госдумы Виталий Бордунов называет требования ЕС противоречащими международному праву и Чикагской конвенции и сомневается, что Евросоюз пойдет дальше угроз. Но Минтранс на всякий случай придумал второй способ, как ответить Европе. В конвенции по ETS есть оговорка: плата может быть перезачтена авиакомпании другой страны, если та находится в юрисдикции государства, присоединенного к региональной или глобальной экологической системе. Это подтвердил «Ведомостям» и представитель Евросоюза. По словам Окулова, такая система может быть создана на базе роялти. Минтранс подумает, как воскресить их. Возможность трансформации роялти еще в декабре не исключал руководитель российской делегации на переговорах по вступлению в ВТО Максим Медведков. Как он сказал «Интерфаксу», механизм роялти может быть трансформирован в практику оплаты прав назначенных перевозчиков. Например, «Аэрофлот» сможет сохранить около 20% от текущей ставки платежей, писало агентство. Теперь роялти решили трансформировать в систему компенсации потерь российских авиакомпаний от платежей за выбросы СО2. «Эту идею стоит обсудить с назначенными авиаперевозчиками – «Аэрофлотом», «Трансаэро» и «Россией», – сказал Окулов. «Такой путь тоже таит опасность. Большинство крупных стран мира отгородится друг от друга такими компенсационными платежами», – комментирует аналитик консалтинговой компании. «В конечном итоге это будет во вред всей мировой отрасли, ведь стоимость билетов может вырасти кратно», – говорит он. По данным Чалика, на первом этапе стоимость авиабилетов только от европейской системы может вырасти на 5–6 евро. «Но с ростом авиаперевозок эта цифра может вырасти в разы», – полагает топ-менеджер другого крупного перевозчика.

Впрочем, ЕС понимает опасность этих перекрестных плат и готов к компромиссу, но только после принятия глобальной системы на уровне Международной организации гражданской авиации (ICAO). Это произойдет не ранее конца 2012 г., говорит Олег Пантелеев из «Авиапорта». «До этого времени Россия вполне может воспользоваться механизмом роялти», – сказал эксперт. Впрочем, глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак считает, что из-за географического положения Россия в отличие от Америки и Китая даже без выработки альтернативного механизма взимания платы по ETS пострадает меньше китайских и американских коллег. Просто в силу ее географического положения – европейские рейсы менее протяженные, а значит, и платить за них придется меньше, резюмирует он.

Переходите на биотопливо

«Система ETS – своего рода горькая таблетка для авиаторов», – говорит представитель Евросоюза. Пока авиаотрасль производит лишь 2% от всех выбросов СО2 в атмосферу. Но с ростом авиаперевозок эта цифра может значительно увеличится. «Это угрожает хрупкой экосистеме», – рассуждает он. Но если вредные выбросы станут дорогими, авиакомпании вынуждены будут становиться более экологичными. Например, переходить на биотопливо. Пока оно экономически невыгодно для авиакомпаний: стоит вдвое дороже обычного керосина, говорится в отчете Air Transport Action Group (ATAG; среди учредителей организации – производители самолетов и двигателей Airbus, Boeing, Bombardier, Embraer, GE Aviation, Pratt & Whitney, Rolls-Royce и др.). Но все может измениться, когда цены на традиционные энергоресурсы пойдут вверх (имеющиеся разведанные запасы сокращаются, а поиск и добыча новой нефти все дороже). Сыграет на сокращение разрыва между стоимостью авиакеросина и биотоплива то, что оно экологичнее и выделяет СО2 в разы меньше. А значит, платить по системе ETS за него почти не придется. Lufthansa, например, уже летает на биотопливе (пока экспериментально) и за этот год рассчитывает сократить выбросы на 1500 т.

Да и производить биотопливо можно будет из разного дешевого сырья. Например, раньше Окулов не исключал, что в России будет производиться биотопливо из опилок: «Россия – лесная страна, опилок у нас достаточно, почему бы не производить топливо из опилок». Кроме этого, в авиации много инноваций. Авиаторы переходят на более экологичные двигатели, которые потребляют топлива гораздо меньше, чем предыдущие поколения двигателей, говорит он.