Услужливые ритейлеры

Доля финансовых и операторских услуг в обороте крупнейшего российского сотового ритейлера «Евросеть» выросла за прошлый год более чем на 17 п. п., добравшись до 70%. В обороте его основного конкурента – «Связного» – на услуги приходится еще больше

В 2010 г. финансовые и операторские услуги формировали 53% оборота «Евросети», а в 2011 г. – уже более 70%, рассказала представитель компании Ульяна Смольская. Большую часть оборота от услуг – 35% – обеспечили денежные переводы, 28% – платежи банкам в счет погашения кредитов, 17% – операторские платежи. Общий торговый оборот «Евросети» вырос в 2,1 раза, говорит Смольская, не называя абсолютных цифр.

Оборот «Связного» в прошлом году тоже удвоился и составил 299,3 млрд руб. (включая НДС), сообщала компания. На долю услуг пришлось даже больше, чем у «Евросети», – 76,2% (удельный вес услуг за предыдущий год ритейлер не раскрывал). Отчасти это объясняется сотрудничеством «Связного» с родственным «Связным банком» (и тот и другой контролируются Максимом Ноготковым): в прошлогоднем обороте розничной сети порядка 70 млрд руб. пришлось на пополнение карт «Связного банка», говорит гендиректор «Связного» Денис Людковский. Но эта причина не единственная: «Связной» давно задумался о диверсификации бизнеса и развитии платежей, подчеркивает он.

В структуре доходов сотовых ритейлеров расклад прямо противоположный. У «Евросети» услуги обеспечили в 2011 г. лишь 20–23% выручки, а остальное – продажи оборудования, говорит Смольская. У «Связного» в первой половине 2011 г. 70% выручки обеспечила продажа телефонов и иной техники, еще 14,2% – продажа услуг сотовых операторов и лишь оставшиеся 15,8% – финансовые и прочие услуги (статистику за весь 2011 год «Связной» не раскрывал). Зато рентабельность услуг гораздо выше, чем товарных продаж, говорит Людковский. Из данных «Евросети» за 2010 г. следует, что услуги в целом действительно рентабельнее, но только благодаря высоким комиссиям, выплачиваемым ритейлерам операторами за продажу контрактов (см. врез). А «Евросеть» продает sim-карт больше, чем «Связной», хотя и не в разы, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

Рентабельность по EBITDA «Связного» в 2011 г. составила, по неаудированным данным, 7,2%. «Евросеть» последний раз называла этот показатель за первое полугодие 2011 г. – примерно 7,3%. Но по итогам всего года рентабельность розницы традиционно выше, чем в первом полугодии, и прошлый год не был исключением, говорит Смольская.