Авиаперевозки: Внуково и Шереметьево плюс Домодедово?

Что сегодня представляет собой Московский авиаузел? Три полосы в Шереметьево (я исхожу из того, что через три года строительство новой полосы будет закончено), две полосы – во Внуково и две полосы – в Домодедово. Итого – семь взлетно-посадочных полос. Они позволяют нам обслужить до 150 млн пассажиров в год. Для сравнения: аэропорты самого крупного в мире Лондонского авиаузла (Хитроу, Гатвик, Станстэд и др.) все вместе перевозят 130 млн пассажиров.

Скажем, если взять Шереметьево, то уже совершенно понятно, что это такой «домашний» аэропорт альянса SkyTeam, куда с российской стороны входит «Аэрофлот». Практически все участники SkyTeam сегодня улетают из Шереметьево. А если мы посмотрим на Домодедово, то там обживаются British Airways и авиакомпания «Сибирь». А участники «Старальянса» – «Люфтганза», Turkish Airlines, SAS – постепенно переходят из аэропортов Домодедово и Шереметьево во Внуково. Это дает нам хороший уровень конкуренции между мировыми альянсами, когда пассажир сможет выбрать, какой авиакомпанией ему лучше, приятнее, удобнее лететь.

Внуково

Аэропорт. Акционеры: Росимущество – 74,7% в ОАО «Аэропорт Внуково» и 25% плюс 1 акция в ОАО «Международный аэропорт «Внуково». Пассажиропоток в 2011 г. – 8,2 млн человек. Выручка ОАО «Аэропорт Внуково» по РСБУ в 2010 г. – 2,7 млрд руб., чистый убыток – 637,9 млн руб., в 2011 г. – 2,56 млрд руб. и 2,63 млрд руб. убытка соответственно. Выручка ОАО «Международный аэропорт «Внуково» по РСБУ в 2010 г. – 1,4 млрд руб., чистая прибыль – 185,6 млн руб.

При этом надо сказать, что лондонская администрация, занимающаяся воздушным движением, уже начинает вводить ограничения на полеты в этот авиаузел. И если сегодня в Лондоне и говорят о каком-либо развитии, то речь идет исключительно о перестройке терминалов и реконструкции полос. Ничего дополнительно строить здесь уже не надо, потому что воздушное пространство не сможет пропустить то количество рейсов, которое сегодня они принимают.

Поэтому я считаю, что у нас достаточное количество взлетно-посадочных полос (ВПП), чтобы развиваться.

Что касается проблем. Тут есть вопрос, касающийся законодательства в части работы с авиацией на аэродроме.

У нас остались еще старые ФАП (Федеральные авиационные правила), которые предусматривают полеты тех типов воздушных судов, которых сегодня или уже не существует, или они остались в минимальном количестве. Сегодня воздушные суда летают на совершенно других скоростях, и те нормы, которые здесь были применимы 15–30 лет назад, нужно менять.

Эта работа вместе с закупкой некоторого количества нового оборудования позволит нам существенно увеличить пропускную способность ВПП. Так, покупка пяти допплеровских локаторов (их стоимость – $10–15 млн, а, скажем, стоимость строительства одной ВПП – 24–27 млрд руб.) позволит увеличить пропускную способность существующих взлетно-посадочных полос в два раза.

Теперь несколько слов о якобы опасности, которую несет объединение аэропортов. Говорят, что это уничтожит конкуренцию. Я это не очень понимаю, потому что аэропорты являются естественными монополиями. И многие тарифы и ставки трех московских аэропортов регулируются государственными органами и являются практически одинаковыми. Существуют, конечно, некоторые отличия по новым терминалам, но и они рассчитываются Федеральной службой по тарифам довольно просто.

Так что, на мой взгляд, никакой опасности для конкуренции предстоящее объединение московских аэропортов не несет.

Если затрагивать вопрос о возможном присоединении к Внуково и Шереметьево аэропорта Домодедово, то моя точка зрения такова: если владельцы Домодедово примут решение о присоединении, значит, будут какие-то переговоры на эту тему. Если не примут, значит, мы будем работать параллельно, без ущерба для всех участников.

Я бы сконцентрировал внимание не столько на объединении, сколько на том, что сегодня происходит в аэропортах. У нас началось такое, я бы сказал, распределение авиаперевозчиков по определенным аэропортам.

Эта конкуренция, с одной стороны, заставит авиакомпании сдерживать тарифы на авиабилеты. А с другой – безусловно, подстегнет минимизировать расходы, более тесно взаимодействовать с аэропортами для снижения себестоимости услуг.