"Портрет коллекционеров" в Пушкинском музее: впечатляющие итоги быстрого собирательства

«Портрет коллекционеров» – одна из юбилейных выставок Пушкинского музея – представляет высокого класса произведения русских и европейских художников из 25 частных собраний, в основном созданных в последние 20 лет
М.Стулов/ Ведомости

Первая картина, бросающаяся в глаза вошедшему в атриум Отдела личных коллекций, напрасно смущает. Сладкописаная богоматерь с младенцем на большом красочном эскизе Кузьмы Петрова-Водкина мало похожа на его знаменитых рабоче-крестьянских мадонн. Вещь эта значимая в биографии художника, но немного неловкая, и неопытный зритель, глядя на нее, может подумать: лучшее давно в музеях, не на рынке.

Висящие рядом две великолепные картины Аристарха Лентулова, дерзкая «Испанка» и сложносочиненный «Верстак» Петра Кончаловского, а также изысканные в своей живописной скупости работы Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой не оставляют сомнений: можно и сейчас собрать великолепную коллекцию, было бы желание, деньги, художественное чутье или азартный консультант.

Чему, собственно, и служит свидетельством вся выставка, начатая вещами из коллекции Петра Авена, члена попечительского совета музея, обладателя достойных быть выставленными в Третьяковке (в паре случаев даже в постоянной экспозиции) произведений известных русских художников первой трети прошлого века.

Название большого представления новых коллекционеров (старых тут меньшинство), как объяснила директор Пушкинского музея Ирина Антонова, соответствует задаче выставки – создать портрет человека, показав, чем он владеет. Портретирование, будем честны, не во всех случаях удалось.

Некоторые коллекционеры написаны парадно, тот же Авен или Валерий Дудаков (его продуманная коллекция с ярким Мартиросом Сарьяном хорошо известна). А вот изображение успешного собирателя Константина Григоришина, имеющего много всего разного и очень хорошего (от Эль Греко до Герхарда Рихтера), состоит всего из двух фрагментов, можно сказать, из кусочка глаза и части бедра: «Счастливого квартета» наивного гения Анри Руссо и вычурной «Обнаженной» Тамары Лемпицкой. Коллекционер почему-то поскромничал – или с музеем поссорился.

Отменно эстетский вышел портрет Ильи Глазунова, чуткого к прекрасному собирателя (что же – художник, академик). Кроме ожидаемо превосходных портретов русских художников начала XIX века он показал икону и складень, изготовленные в мастерской Ивана Хлебникова, нарядные и гармоничные, они являются примерами высокого новорусского стиля.

Воинственным вышел портрет знатного коллекционера Владимира Логвиненко, в основном за счет многофигурной композиции Джулио Романо «Битва Константина и Максенция».

Если судить по аккуратной коллекции парижан Инны Баженовой – Одилон Редон, Альбер Марке, Утрилло и близкие им, то ее владелица должна быть дамой мечтательной и нежной. А супруги Панченко, также любители французов, энергичными жизнелюбами.

Но, как бы ни выглядели участники выставки, что бы они ни покупали – иконы, старых голландцев, академических итальянцев, европейских постимпрессионистов или русских авангардистов, – все они составили незаурядные собрания, органично смотрящиеся в залах крупнейшего отечественного музея. А если у кого-то будут сомнения в подлинности выставленного, так в каталоге можно прочесть подробное досье на каждый экспонат.