Платят реже, но больше

Петербуржцы стали чаще использовать терминалы для оплаты кредитов, коммунальных услуг, билетов

Оборот платежного сервиса Qiwi на Северо-Западе в прошлом году вырос примерно на 14,5% по сравнению с 2010 г., передал через пресс-службу Александр Агаков, гендиректор Qiwi. По его словам, на территории СЗФО работает около 8800 Qiwi-терминалов, за год их число увеличилось примерно на 1600, более 1000 пунктов приема платежей осуществляют транзакции через процессинговый центр Qiwi. Число транзакций продолжает снижаться за счет значительного увеличения размера среднего платежа, в 2011 г. в СЗФО этот показатель снизился примерно на 13%, а средний платеж вырос на 32% до 177 руб., говорит Агаков. Доля сотовых платежей в платежном сервисе Qiwi была около 78%, но за 2011 г. она снизилась примерно до 67,5%, основным драйвером роста являются «банковские сервисы» – погашение кредитов, денежные переводы, пополнение банковских карт и счетов, отмечает он. По словам Агакова, доля таких платежей выросла с 4 до 12%.

Рынок моментальных платежей Северо-Запада в 2011 г. по сравнению с 2010 г. вырос на 9,3% до 125,4 млрд руб., подсчитали аналитики Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ). При этом количество транзакций сократилось на 7,3% до 653,3 млн, а средний платеж вырос на 17,7% до 192 руб. Рост платежа обусловлен расширением перечня сервисов с более «тяжелым» чеком (коммунальные услуги, погашение банковских кредитов, оплата авиа- и железнодорожных билетов, налогов, штрафов и сборов), поясняет представитель НАУЭТ.

В салонах «Евросети» на Северо-Западе оборот по моментальным платежам в 2011 г. увеличился более чем в четыре раза по сравнению с 2010 г., а средний чек вырос в 2,6 раза до 918 руб., передала через пресс-службу Мария Шалина, директор управления телекоммуникационных услуг и дополнительных сервисов «Евросети». Она связывает рост как с перераспределением клиентских потоков от непрофильного ритейла и терминалов в салоны сотового ритейла, так и с постоянным расширением количества компаний-партнеров. По ее словам, в структуре оборота наибольшие доли занимают денежные переводы, погашение кредитов банкам и операторские платежи, существенно выросли перечисления по электронным кошелькам.

У «Связного» оборот в сегменте моментальных платежей на Северо-Западе в 2001 г. вырос на 159% по сравнению с 2010 г., число транзакций – на 30%, а средний платеж удвоился и составил 900 руб., говорит представитель компании Елена Ноготкова. Это связано с ростом популярности финансовых платежей, у которых средний чек выше, чем по всем платежам в целом. Финансовые платежи за год выросли в четыре раза, платежи за услуги в интернете – более чем вдвое, за сотовую связь – на 32%.

Активность на рынке моментальных платежей наращивают банки, которые выступают одновременно как самостоятельные игроки и как партнеры платежных систем, говорит представитель НАУЭТ. Клиенты Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России» в 2011 г. совершили более 350 млн операций, 185 млн из них – через удаленные каналы обслуживания, сообщила пресс-служба банка. Число клиентов, пользующихся услугами банка через интернет, выросло в четыре раза до 166 000 человек, число пользователей мобильного банка выросло более чем в 3,5 раза до 350 000 человек. По данным пресс-службы, в 2011 г. Северо-Западный банк установил 480 банкоматов и более 750 платежных терминалов. МТС предлагает сервис «Легкий платеж», который позволяет мгновенно оплачивать с мобильного телефона или сайта МТС услуги более чем 11 000 поставщиков услуг, сообщил представитель Северо-Западного филиала оператора.

Российский рынок моментальных платежей в 2011 г. вырос более чем на 15% до 892 млрд руб. В 2012 г. рост продолжится, в том числе благодаря постоянному расширению количества государственных и муниципальных услуг, оплата которых становится возможной через платежные системы, считает председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ Борис Ким.