Новый закон Магнитского


В четверг член палаты представителей конгресса США Джим Макгаверн внес на рассмотрение палаты законопроект «Сергей Магнитский и верховенство закона». Соавторами документа являются председатель комитета палаты по международным делам Илеана Рос-Лехтинен и еще 12 «тяжеловесов» палаты. Законопроект предусматривает введение санкций в отношении российских чиновников, причастных к нарушению прав юриста и его смерти в сизо, а также других чиновников, причастных к нарушению прав человека в России: запрет на выдачу американских виз и аннуляцию ранее выданных, заморозку их счетов в американских банках.

Год назад Макгаверн вносил похожий законопроект, но санкции касались только дела Магнитского. Еще одна новация – обязанность госсекретаря США после консультаций с министром финансов опубликовать список лиц под санкциями, а также возможность для конгрессменов дополнить этот список в течение 120 дней.

В мае прошлого года сенатор Бенджамин Кардин внес аналогичный законопроект в верхнюю палату. Администрация президента Барака Обамы представила на него отрицательное заключение, отметив, что это навредит сотрудничеству с Россией в Афганистане.

Однако сейчас сложились условия для того, что «закон Магнитского» будет принят, отмечает колумнист The New York Times Джеймс Носира. На это конгресс толкает скорое вступление России в ВТО и необходимость отмены поправки Джексона – Вэника. Многие высокопоставленные конгрессмены указывали, что поддержат отмену поправки только при условии принятия «закона Магнитского». Председатель международного комитета сената Джон Керри обещал рекомендовать внесенный в сенат «закон Магнитского» к принятию.

Внесение законопроекта и в нижнюю палату нужно для ускорения процедуры принятия и синхронизации процесса работы над ним, отмечает Николай Злобин из Вашингтонского института мировой безопасности. Законопроект реально принять до президентских выборов: задача республиканцев в том и состоит, чтобы нанести удар по Обаме и показать, что никакой перезагрузки отношений не было.

Ситуация в конгрессе складывается таким образом, что без принятия закона о Магнитском не будет отменена поправка Джексона – Вэника, уверен Ариэль Коэн из американского фонда «Наследие». Но поправка Джексона – Вэника была как топор – под ее действие подпадало многое, а закон о Магнитском будет точечным, не мешая торговать и инвестировать.

Россия резко против замены одного закона на другой. «Попытка сделать из антисоветской поправки антироссийское законодательство нас не устраивает категорически. Это нанесет достаточно серьезный урон нашим отношениям», – предупредил в начале апреля министр иностранных дел Сергей Лавров.