Чем руководствуются корпорации и банки при выборе внешних юридических консультантов

Чем руководствуются крупные корпорации и банки при выборе внешних юридических консультантов, выяснили «Ведомости», опросив руководителей их юридических служб

Участникам опроса было отправлено восемь вопросов о критериях отбора:

На какие проекты нанимаются внешние консультанты, какие решаются силами внутренней юрслужбы? Часто ли нанимаются консультанты, высоки ли расходы на них?

Чем компания руководствуется при выборе юридического консультанта?

Что важнее – известный бренд или конкретный специалист, работающий в юрфирме? Может ли компания в случае ухода юриста из юрфирмы последовать за ним и сменить консультанта?

С кем предпочитаете сотрудничать – с российскими или международными юрфирмами? Почему? Назовите три главных отличия в работе российской и международной юрфирмы (ILF и RULF)? У кого выше цены?

Всегда ли проводится тендер?

Насколько важен опыт юрфирмы по реализации конкретных проектов? Насколько важна цена, что для вас предпочтительнее – фиксированное вознаграждение (кэпы) или почасовое?

Насколько важна публичная активность юрфирмы – цитируемость в СМИ, рассылка обзоров и алертов, выступления на конференциях, участие в рейтингах?

Важны ли связи юрфирмы с государством, чиновниками, ведомствами, ее лоббистские ресурсы?

Игорь Макаров

директор по правовым вопросам, член правления «РУСАЛа»

1. Подавляющее большинство существенных проектов выполняются совместно силами внешних консультантов и юрслужбы. Исключение – проекты, в которых требуются знания или опыт, которых нет у юрслужбы. Такие проекты выполняются консультантами с минимальным участием внутренних юристов. Консультанты привлекаются очень часто, бюджеты на них достаточно высокие.

2. Стоимость, опыт, наличие юристов, знающих проект или имеющих необходимый опыт, сроки выполнения работ.

3. Зависит от задачи. Под брендом мы понимаем не раскрученное название-оболочку, а слаженную команду. Бренд играет роль, но без людей бренда в юридическом бизнесе нет или он быстро размывается. Если проект долгосрочный и конкретный специалист справляется, то при переходе специалиста в другую фирму проект, как правило, следует за ним. Но если он переходит в стартап без необходимой инфраструктуры, то может случиться, что проект передан не будет.

4. Работаем и с теми и с другими в равной мере. Российские фирмы могут быть более эффективны в судебной работе и с госорганами. Они чаще оказываются более успешными в нахождении нестандартных решений. ILF, естественно, лучше в международных сделках, хотя растет число российских фирм, которые хотели бы играть на этом поле. ILF, как правило, лучше организованы, более аккуратны в советах и защищают бренд. У них есть страховка профессиональной ответственности, чего у российских фирм практически не бывает.

5. Практически всегда.

6. Кэпы практически обязательны. Цены очень важны, а стоимость российских фирм приближается к иностранным, но среднее качество «иностранцев» выше, чем «россиян». За исключением локальной судебной работы, где российские фирмы, мне кажется, по-прежнему абсолютные лидеры.

7. Не важна. Многие юрфирмы сильно увлеклись созданием публичного бренда, а не внутреннего содержания. Это как раз дает обратный эффект. Что же касается рейтингов, то они имеют смысл для тех, кто не знаком с рынком. Ну и, конечно, для самих участников рейтингов.

8. Обязательно. И чем дальше, тем больше. Пропорционально доле расширяющегося участия государства в экономике. Причем это даже не вопрос коррупции, а вопрос лучшей информированности о внутренней кухне, знание людей, принимающих решения, возможность донести аргументацию и быть услышанным. Однако считаю, что довольно часто наличие подобных связей начинает мешать профессиональной юридической работе, так как смешение одного и другого создает риск вымывания специалистов-правовиков из фирм и сохранения «решал». Увеличивается результативность в решении вопросов, но падает качество остальной юридической работы.

Мария Шляпина

руководитель юридического департамента «ВТБ Капитала»

1. В 90% случаев – по сделкам бизнес-подразделений. В остальных случаях такое привлечение обусловлено необходимостью анализа регуляторных рисков и (или) комплайенс-функции.

2. Когда такое привлечение обусловлено рыночной практикой ведения сделок; подготовкой документации с третьими лицами по иностранному праву и проверкой правоспособности иностранных клиентов (контрагентов); для получения юридического заключения.

3. В случае перехода ключевого партнера/юриста из одной фирмы в другую юридический департамент (ЮД) может рассмотреть вопрос о привлечении этого специалиста в дальнейшем.

4. По проектам, связанным с иностранными юрисдикциями или применимым иностранным правом, предпочитаем сотрудничать с ILF. По локальным проектам, где применяется российское право, работаем в основном с RULF.

Три главных отличия: как правило, у ILF более широкий опыт в вопросах применения иностранного права, они предлагают более комплексный и структурированный анализ и просят более высокое вознаграждение.

5. Как правило, при выборе юридических консультантов организуется тендер. Список претендентов определяется индивидуально под каждый проект. ЮД может привлечь конкретную юрфирму в силу специфики проекта; если она уже была привлечена на ранних стадиях реализации долгосрочного или аналогичного проекта.

6. Опыт юрфирм в конкретном проекте или практике важен. Фактор цен, безусловно, тоже имеет значение, но исключительно в совокупности с качеством услуг.

7. Публичная активность юрфирмы не столь важна, так как главная реклама – опыт и репутация. Участие в круглых столах, работе профессиональных сообществ способствует укреплению репутации. Рейтинги мы также принимаем во внимание и сами даем оценку юрфирмам (например, для Legal 500), но в основном ЮД полагается на свой опыт работы с той или иной фирмой.

8. Да, связи юрфирмы с государством, чиновниками, ведомствами являются важным фактором ввиду комплексности и нестабильности действующего российского законодательства, что требует постоянных разъяснений правовой позиции со стороны госорганов и судов.

Александр Рюмин

директор по правовым вопросам X5 Retail Group N.V.

1. Внешние консультанты нанимаются по проектам с высокой степенью сложности и если нужно использовать иностранное право. Консультанты также могут быть привлечены по сделкам, регулируемым российским правом, в случае высокой загруженности внутренних юристов.

Расходы на консультантов увеличиваются, когда структура сделки сложная, но консультанты, с которыми у Х5 имеется успешный опыт работы, часто предоставляют скидки Х5 как постоянному клиенту.

2. Индивидуальным опытом работы консультанта, а также опытом совместной работы, специализацией, местом в рейтинге в случае отсутствия опыта работы с Х5, готовностью реализовывать проект в сжатые сроки, а также ограничивать вознаграждение установленным лимитом.

3. Имя имеет значение при первоначальном тендере. В случае ухода юриста из юрфирмы компания может последовать за ним.

4. Предпочтения напрямую связаны с выбором проектов. Если требуется применение российского права, можем успешно сотрудничать с RULF. Но чаще нанимаются ILF, так как структура сделок со временем усложняется и даже простые содержат элементы иностранного права. Три главных отличия: круг вопросов, которые консультанты готовы изучать (как правило, ILF готовы проводить более глубокую проверку прав на объекты сделки); готовность консультировать по вопросам не только российского законодательства и оперативность таких консультаций; цены, как правило, выше у международных юрфирм, но и спектр оказываемых услуг шире. У ILF чаще сочетается наличие высококвалифицированных судебных юристов и консультантов по сделкам.

5. Обязанности проводить тендер нет, так как топ-менеджеры обладают полномочиями в пределах определенного установленного лимита вознаграждения выбирать консультантов по своему усмотрению.

6. Мы ценим опыт работы юрфирмы в розничном бизнесе, особенно с Х5. Фактор цен важен. Кэпы – одно из обязательных требований.

7. Участие в рейтингах, пожалуй, одно из наиболее эффективных средств для привлечения клиентов. Но важно понимать критерии.

8. Да, связи важны, поскольку свидетельствуют о высоком и адекватном знании юрфирмой практики правоприменения и, соответственно, о правильной оценке ею рисков и средств их снижения.

Махмуд Буриханов

старший инвестиционный юрист «Роснано»

1. Внешние консультанты нанимаются в основном в случае применения иностранного права или возникновения большого объема проектов в короткий период. В целом по российскому праву не нанимаются.

2. Цена; наличие офиса в соответствующей юрисдикции; специалисты в области интеллектуальной собственности.

3. В инвестиционной среде важнее иметь бренд во избежание репутационных рисков. Не следую за специалистом.

4. Если проект включает иностранный элемент, предпочтение отдается ILF. По российским проектам – вопрос цены. У ILF ценники в основном выше.

5. Действует система отбора по тендеру. Если уникальный специалист, общаемся с фирмой для уменьшения гонорара.

6. Стараемся работать только по кэпу.

7. Важно только на сложные сделки.

8. Не важно.

Игорь Смирнов

начальник юридического управления ING Commercial Banking «ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) ЗАО»

1. Внешние консультанты чаще всего нанимаются для поддержки наиболее сложных проектов, особенно где нужна экспертиза в зарубежном праве. Полезны для разовых проектов, которые не становятся постоянным бизнесом для организации.

2. Цена; опыт ведения фирмой схожих проектов; срок исполнения заказа; репутация; наш опыт работы с данной фирмой.

3. Оба элемента одинаково важны. Скорее всего, не наймем стартап без репутации, даже если туда ушел блестящий специалист. Но, возможно, последуем за специалистом, перешедшим в сопоставимую фирму.

4. Предпочитаем работать с ILF, что продиктовано политикой банка, в том числе в связи с наличием у международных фирм надежной страховки профессиональной ответственности.

5. Проводим тендер в 90% случаев.

6. И опыт, и цена – важнейшие элементы. Фиксированное вознаграждение – для нас один из самых популярных способов оплаты. Но используем разные варианты и комбинации.

7. Рассылка новостей законодательства и комментариев видится очень полезной. Международные рейтинги имеют несущественное значение. Российские не используем.

8. Не сотрудничаем с фирмами, известными тесными связями с госорганами или предлагающими полутеневые и сомнительные с точки зрения этики услуги.

Игорь Болгов

директор юридического департамента «Тетра Пак», регион Восточная Европа и Центральная Азия

1. В двух случаях: требуется юридическая экспертиза, отсутствующая внутри компании; не хватает внутренних ресурсов. В зависимости от количества и важности проектов расходы могут быть высокие.

2. Опыт, качество, стоимость и приверженность этическим нормам.

3. В случае ухода специалиста компания может последовать за ним, если новая юрфирма соответствует корпоративным требованиям компании.

4. Так как компания является международной, то предпочтение отдается ILF по ряду причин: проект затрагивает несколько стран или стоимость услуг ниже, дополнительные скидки, так как объем работы глобально возрастает. Главные отличия RULF и ILF: качество, цена (у международных выше), корпоративная этика и принципы. В основном российской фирме отдаем некрупные и рутинные проекты.

5. Да.

6. Опыт – самое важное. Цена вторична. Кэпы предпочитаем и часто используем.

7. Публичная активность не является важным фактором, но приветствуются обзоры, алерты и т. д.

8. Компания не обсуждает наличие «связей» с государством, чиновниками, и т. д. при найме юрфирмы.

Сергей Аврамов

зампредседателя правления «БНП ПАРИБА» ЗАО, Генеральный консультант по правовым вопросам Группы BNP Paribas в России

1. Большинство оперативных вопросов решаются силами внутренней службы. Внешние консультанты нанимаются, когда требуются специфические знания: например, суды, проекты по недвижимости; на важнейшие проекты, чтобы действительно иметь объективную правовую позицию.

2. Внутренней политикой.

3. Важнее квалификация специалиста. Но бренд тоже важен.

4. Предпочтения отдаются юрфирмам, рекомендуемым группой.

5. Практически во всех случаях проводится тендер.

6. Кэпы предпочтительны.

7. Не важны.

8. Важны.