Ай Вэйвэй на «Фотобиеннале-2012»: Череда дней без кульминаций

В Московском доме фотографии открылась самая ожидаемая выставка «Фотобиеннале-2012» – китайца Ай Вэйвэя. Мировая знаменитость представлена серией старых снимков, обработанных через 20 лет искушенным мастером
Московский дом фотографии

Два зала Московского дома фотографии отданы нескончаемой серии с виду незатейливых снимков китайца в Нью-Йорке. Проживал он там в 1983–1994 гг., был еще молод и безвестен. Общался в основном с соотечественниками, вместе с ними видел – и сфотографировал – Билла Клинтона, ходил в музеи и на поэтические вечера, в рестораны и в прачечную, но в основном слонялся без дела вместе с другими молодыми и неприкаянными нью-йоркскими китайцами. Некоторые из них стали известными режиссерами или композиторами, как стал знаменитым художником Ай Вэйвэй, чьей всемирной славы стало значительно больше после ареста (домашнего) в Китае.

По официальной версии, арестован он был за неуплату налогов – 15 млн юаней ($2,3 млн), но мир склоняется к мнению, что за правду (о жертвах землетрясения, замалчиваемых правительством). А художникам-диссидентам всегда легче получить всеобщее признание.

Ай Вэйвэй, отдадим ему должное, стал известен именно как художник, много выставлявшийся и укрепивший свою медийную популярность после выставки в лондонской Tate Modern. Там он засыпал огромный Турбинный зал миллионами раскрашенных вручную фарфоровых семечек, о чем написали, кажется, все издания мира. Вообще во всех его проектах было чего-то очень много, большие числа ассоциируются с Китаем.

На московской выставке количество фотографий Ай Вэйвэя не так уж и велико, но кажется, что все равно они представлены избыточно. Потому что все одинаковые, фиксирующие поток жизни, череду дней без кульминаций. Держат внимание они только общим настроением, понятным зрителям, пришедшим на выставку сменить домашнюю скуку на публичную.

В том же зале (или в соседнем) в начале нынешней фотобиеннале показывали выставку классика фотографии Уильяма Кляйна. Он тоже снимал Нью-Йорк молодым, только в 50-х, одним из первых делая фотографии нечеткими, как бы случайными, чтобы передать динамику, «движуху» большого города, стремящегося в никуда, лишь бы не останавливаться.

Молодой Ай Вэйвэй снимал в Нью-Йорке не искусства ради, он не держал камеру в руках, а скорее держался за нее – чтобы жизнь не казалась призрачной. По прошествии двух десятилетий он разобрал 10 000 своих старых снимков и составил из них выставку про тревожную нью-йоркскую молодость. В отличие от сохраняющей нерв выставки Кляйна она кажется расчетливой и холодной.