Суть дела: Экономить нужно не на IT, а с помощью IT

Начну с общих тенденций, которые мы сегодня видим на рынке IT и в компаниях.

Microsoft

IT-компания. Акционеры (данные компании на 2 сентября 2011 г.): 10,42% у менеджмента, остальные акции – в свободном обращении, крупнейшие пакеты – у предправления Билла Гейтса (6,41%) и генерального директора Стива Балмера (3,95%). Капитализация – $258,5 млрд. Выручка за 6 месяцев финансового года, завершающегося 30 июня 2012 г., – $38,3 млрд, чистая прибыль – $12,4 млрд. Выручка по РСБУ ООО «Майкрософт рус» за 2010 г. составила 6,5 млрд руб., чистая прибыль – 493,5 млн руб.

Прежде всего, следует отметить увеличение числа устройств, которые компании начинают использовать, – маленькие компьютеры, большие компьютеры, несколько устройств на одного сотрудника.

Второе направление – рост емкости и мощности вычислений. С одной стороны, число задач у каждой компании возрастает, а с другой – растут и мощности.

И наконец, автоматизация процессов. Сегодня все движется к тому, что все ручные, рутинные процессы автоматизируются.

Соответственно, роль и значимость IT в жизни любой компании растет. Но что такое IT? Это, разумеется, оборудование и большой объем различного софта, который становится более сложным. Например, только Microsoft вводит 50 новых продуктов в год. А объем инвестиций в R&D (research & development, исследования и внедрение) составляет $9 млрд.

Мы рассматриваем практику управления IT-активами именно как актив предприятия, который должен работать. И тут действительно актуально сравнивать вложения в этот актив и отдачу от него. Не экономить на IT, а экономить с помощью IT.

Ведь технологии постоянно меняются. То, что было год назад, сегодня уже является прошлым. Как эффективно управлять бизнесом? Как, не тратя излишних денег, закупая новые средства и новые программные продукты, оптимально управлять изменениями? Как сделать так, чтобы IT стали твоим конкурентным преимуществом? Ведь именно тот, кто построил такую эффективную современную технологичную организацию, побеждает. Многие компании это понимают. Например, Герман Греф объявил новую стратегию Сбербанка – это не банк, а технологическая компания. Они инвестируют порядка $1 млрд в IT и строят новые технологии, а мы являемся их партнерами по многим проектам в этой сфере. И мне кажется, это абсолютно правильный подход – именно чтобы IT стало конкурентным преимуществом банка.

Очень важный вопрос – контроль за затратами и рисками. У многих крупных компаний расходы высоки. И всегда перед генеральным директором стоит вопрос: общий счет очень большой, но уверенности в том, что компания платит именно за то, что надо, и в результате ликвидирует свои риски и несет оптимальные затраты, нет. В этом как раз и помогает SAM.

У нас есть инструменты, разработанные для SAM. Например, тот же System Center – это уникальный продукт, платформа для того, чтобы управлять всей структурой в целом. Решения System Center помогают управлять физическими и виртуальными IT-средами центров обработки данных, клиентских компьютеров и устройств.

С точки зрения применения SAM мы делим все компании на четыре уровня. (См. рисунок.)

Первый уровень – базовый, когда у компаний недостаточно контроля за использованием IT-активов. К сожалению, сегодня большинство российских компаний находятся на этом уровне.

Второй уровень – стандартизированный. Здесь ведется учет активов, уже есть процессы, средства и хранилища данных по SAM. Но информация может быть неполной и неточной и, как правило, не используется при принятии решений. Плюс состоит в том, что компания уже уделяет внимание проблеме.

Следующий уровень – это управление IT как активом. Здесь используются соответствующая политика, процедуры и инструменты. А для управления активами в соответствии с бизнес-целями используется надежная информация.

И наконец – динамический уровень SAM. Это оптимизация, согласование ПО с потребностями организации практически в режиме реального времени. И конкурентное преимущество за счет использования SAM.

Компании, которые уделяют этой теме серьезное внимание, побеждают на рынке. Такие примеры уже есть в мире.

В России также многое делается и есть определенные успехи. Во-первых, достаточно серьезно развита система партнерства. Уже существует 87 партнеров с компетенцией SAM. При этом 10 партнеров имеют наивысший уровень компетенции Gold, а компания Softline даже была признана лучшей на международном уровне с точки зрения SAM. Более 20 000 компаний получили консультации по управлению лицензиями за последние три года. Цифра большая, но, зная число крупных компаний и число компаний среднего бизнеса, полагаю, что это только начало.