Суть дела: Не хватает денег? Вам это только кажется

Мы провели специальное исследование с целью определить, насколько отечественный бизнес готов к инициативам в области IT и как он относится к внедрению SAM. Исследование проводилось в феврале – марте 2012 г., так что результаты самые свежие.

International Data Corporation (IDC)

Аналитическая компания. Входит в International Data Group (IDG) – частную компанию, основанную Патриком Макговерном. Финансовые показатели не раскрываются. Специализируется на исследованиях рынка информационных технологий, предоставляет информационно-аналитические и консультационные услуги в этой области. В 1995 г. открыт офис в России.

Мы опросили 100 российских компаний, которые либо уже внедрили у себя SAM, либо планируют внедрять. Это крупные и средние компании (от 500 компьютеров), мы опрашивали как руководителей бизнеса, так и IT-руководителей.

Большинство компаний, озаботившихся этой проблемой, в первую очередь решают самые простые задачи – учет софта и сокращение издержек. Более «высокие материи» – повышение конкурентоспособности и др., что свидетельствует о зрелости, новой стадии в развитии подходов к SAM, – не так часто упоминаются. При этом бизнес-руководители ценят эти вещи не меньше, чем базовые – учет ПО и сокращение юридических рисков, – в отличие от IT-руководителей.

Но все же Россия находится лишь на начальном этапе движения к широкому использованию SAM. Я сказал, что мы опросили 100 компаний. На самом деле мы опросили свыше 360, просто из них лишь 100 внедрили или собираются внедрять SAM, а остальные 260 даже не планируют. То есть более 70% крупных компаний не планируют и не рассматривают для себя даже возможность этого.

Из тех же 100, кто уже внедрил или собирается внедрять SAM, только 20% используют информационные системы. Остальные действуют по старинке, вручную, с помощью каких-то папок, называя это SAM. У половины компаний нет отделов, которые бы отвечали за SAM. А если есть – это не означает, что там сидят люди, которые занимаются только SAM. Вопрос, есть ли у вас выделенный менеджер по SAM, многих ставил в тупик.

Еще один аспект – поддержка внедрения SAM высшим руководством компании. Более 60% компаний ответили, что высшее руководство это поддерживает. Но и здесь есть 13%, где высшее руководство вообще этой проблемой никак не озаботилось. То есть это важное для бизнеса дело выполняется IT-отделом по собственной инициативе, на свой страх и риск.

Установлено, что компании, у которых нет отдела по SAM, у которых нет поддержки высшего руководства и нет информационной системы, реже достигали целей, которые они ставили перед началом проекта.

При этом при внедрении SAM трудности испытывали лишь около 15% опрошенных компаний. В основе этих трудностей лежат вещи организационного характера: некому организовать внедрение, нет потребности со стороны бизнеса, отсутствует интерес у руководства. Все зависело исключительно от информированности тех, кто принимает решения. Единственной существенной проблемой здесь может являться сопротивление персонала – у кого-то действительно может стоять пиратский Photoshop, с помощью которого человек, скажем, правит фотографии и потому не хочет его удалять. Такое сопротивление всегда будет, но все это решается административными методами.

Большой, но кажущейся проблемой, которую упоминали респонденты, являлось отсутствие финансов для внедрения SAM. Но те, кто уже его внедрил, говорят о серьезной – на 10–20% – экономии и о том, что затраты на внедрение окупились после первых же крупных закупок софта. Покажите мне руководителя, который отмахнется от столь существенного сокращения расходов. Поэтому вопрос здесь только в информированности, в осведомленности людей, которых это касается. И осведомленность компаний о SAM растет. Кроме того, большинство компаний считает, что увеличение запросов на аудит со стороны производителей ПО – это благо, это стимулирует правильно управлять ПО.

Никто из опрошенных компаний не думает, что сегодня для организации управления ПО недостаточно инструментов. И то, что это необходимо компаниям – и крупным, и средним – постоянно, а не только в период предпродажной подготовки или привлечения инвесторов, тоже не вызывает ни у кого сомнений.

В заключение несколько выводов. Во-первых, идея SAM очень близка руководителям бизнеса. Причем они ее понимают глубже и шире, чем IT-руководители. Учет ПО с помощью SAM – по опыту внедривших его компаний – позволил им сократить юридические и экономические риски, а также затраты на приобретение нового софта.

Уровень зрелости у нас пока не очень высокий. Но осведомленность уже достаточно высока. Я думаю, вскоре число компаний, которые положительно относятся к внедрению SAM и закладывают это в свои планы развития IT, вырастет очень быстро. SAM приносит результаты, даже если люди делают не все правильно. И пусть результат не стопроцентен, даже в этом случае такие попытки приводят к определенным успехам.