Лево руля

Продажи автомобилей в сибирских городах растут быстрее, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Население пересаживается с праворульных автомобилей, объясняют дилеры

По итогам 2011 г. Красноярск стал лидером российского авторынка по динамике роста продаж легковых машин среди крупных городов России, говорится в исследовании аналитического агентства «Автостат». За год в городе было зарегистрировано 18 946 автомобилей, что почти вдвое превысило прошлогодние показатели. На 2-м месте в рейтинге – Краснодар (27 050, +56%). Замыкает тройку Владивосток (3812, + 55,1%). Новосибирск оказался на 5-м месте – в середине рейтинга (17 374, +50,5%). Замыкают рейтинг Москва (+35,3%) и Санкт-Петербург (+33,1%).

Самой продаваемой маркой в Красноярске и Новосибирске остаются Lada и Toyota. Третье место в Красноярске занимает Kia (по росту продаж выше, на втором, +261%), в Новосибирске – Hyundai (с самым высоким ростом продаж, +256,9%). При этом в Новосибирске Kia в рейтинг вообще не попала. Самый высокий рост продаж в Красноярске показала Daewoo (+403%), но при этом марка – на последней строчке рейтинга по числу проданных автомобилей (614). Самым популярным автомобилем в Красноярске стал Ford Focus (812) – продажи модели за год выросли на 80%. Лидер 2010 г. – ВАЗ-2107 в 2011 г. не просто утратил свои позиции, его продажи упали на 19,5% с 622 до 501 автомобиля. В результате модель заняла шестую строчку рейтинга «Автостата». Уникальные темпы показала Daewoo Nexia – продажи составили 436,8% к предыдущему году. Hyundai Solaris, продажи которой стартовали только в 2011 г., сразу же занял третью строчку рейтинга (652). В Новосибирске этой модели не удалось обогнать только традиционно популярную здесь вазовскую «семерку», несмотря даже на то, что ее продажи в 2011 г. упали на 14% (ВАЗ-2107 единственная показала отрицательную динамику в Новосибирске). Ford Focus в Новосибирске занимает только третью строчку рейтинга. В Москве и Санкт-Петербурге первые две позиции у Ford Focus и Hyundai Solaris соответственно, а продукция «АвтоВАЗа» в рейтинг не попала.

Сибирские автодилеры объясняют динамику роста продаж в сибирских городах заменой праворульных автомобилей леворульными. «Сибирский регион долгое время был потребителем вторичного рынка Японии, который после определенных мероприятий правительства стал сдавать позиции. Если в западной части России идет обновление автомобильного парка, то в Сибири рынок леворульных авто только начинает расти», – объясняет генеральный директор компании «Автомир-Новосибирск» Дмитрий Канаев. «Этот рынок просто огромен», – подтверждает генеральный директор «СЛК-моторс» Наталья Жданова. По ее мнению, потенциал новосибирского рынка даже выше, чем у других сибирских городов, из-за серьезной доли на нем подержанных японских авто.

Московский рынок легковых автомобилей обладает меньшим перспективным спросом, нежели другие крупные российские города, соглашается аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин. По его словам, в Москве емкость рынка близка к максимальным значениям, т. е. спрос достигает насыщения. По словам партнера московского офиса A.T. Kearney Евгения Богданова, основной объем продаж приходится на регионы, тенденция наблюдается третий год, регионы будут расти «опережающими темпами» и в ближайшие 3–5 лет.

Треть всех новых авто в России продается в Москве – 508 000, далее по убыванию доли идут Санкт-Петербург (8%), Самара (5%), Екатеринбург, Казань, Краснодар, Уфа (по 3%), Ростов-на-Дону и Пермь (по 2%), говорит аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова. «Новосибирск и Красноярск, хоть и имеют население свыше миллиона человек, в список лидеров продаж пока не входят, что и объясняет темпы роста в 2011 г.», – продолжает она. По мнению Юшковой, такая динамика сохранится еще в 2–3 года, затем ситуация будет развиваться как в Москве: «Спрос на автомобили будет поддерживаться со стороны тех, кто не успел приобрести машину или хочет заменить имеющуюся на более новую, лучшего качества модель. Со временем их число будет постепенно уменьшаться».