"Воображаемый музей" : постоянная экспозиция Пушкинского музея на время получила шедевры

К столетию Пушкинского музея его постоянная экспозиция пополнилась древними предметами и картинами великих художников, одолженными из европейских музеев и частных собраний. Чтобы их увидеть, надо обойти все залы двух зданий
С.Портер/ Ведомости

«Воображаемый музей» – выставка-мечта Ирины Александровны Антоновой. Ее небанальным замыслом директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина делилась еще несколько лет назад, когда только начиналась подготовка к юбилею.

Идея создать с помощью именитых зарубежных коллег временный музей, в котором белые пятна коллекции Пушкинского, ее зияющие пустоты, были бы достойно прикрыты, казалась заманчивой. Трудно считать коллекцию уважаемого музея состоявшейся, если в залах Нидерландов нет мрачного Босха, в немецких – вдумчивого Дюрера, в испанских – великого Веласкеса, а в залах модернизма – любимца девушек Модильяни. Так вот, их картины теперь в Пушкинском есть, как и произведения других прославленных художников и безымянных мастеров Древнего мира.

Конный портрет Балтасара Карлоса, наверное, не самая ожидаемая вещь Веласкеса, но вместе с ним из богатейшего мадридского Прадо приехала маленькая, изящная и сюжетно изощренная картина Иеронима Босха «Извлечение камня глупости» (извлечен из головы простофили не камень, а крохотный тюльпанчик). Небольшой портрет простодушной молочно-розовой девушки, написанный Альбрехтом Дюрером в Венеции, привезен из Берлина и очарует даже самого привередливого зрителя. Ну а две девицы Амадео Модильяни – из Лондона и Милана – хотя и не выдающиеся, но вполне характерные.

Собранные для юбилейной выставки из 27 музеев и частных собраний 46 произведений искусства расставлены по Пушкинскому, как будто они ему и принадлежат. От старожилов гастролеров отличает не красный, а серый фон и внушительные экспликации, рассказывающие об экспонатах и их владельцах: «Лувр – один из крупнейших музеев мира...»

Лувр приветствовал юбиляра элегантной статуей обожествленного современниками шумерского правителя Гудеа (XXII век до н. э.) и еще тремя картинами, лучшая из которых – портрет Дени Дидро легкой кисти Фрагонара. В том же зале можно найти романтический, восторженный, виртуозно написанный портрет дочери Томаса Гейнсборо, привезенный из лондонской Тейт.

Музей Орсэ на время поделился с Пушкинским сильным и темным, наполненным мрачной живописной энергией «Раненым» Густава Курбэ и одной из самых безмятежных французских картин – хрестоматийным «Анжелюсом» Жан-Франсуа Милле.

Возможно, не оправдают зрительских ожиданий тяжеловатые «Адам и Ева» Густава Климта (из венского Бельведера) и серые депрессивные «Ботинки» Винсента Ван Гога (амстердамский фонд художника). Наверное, в некоторых залах приехавшие экспонаты только подчеркивают скромность местных и Пушкинский музей может показаться младшим и бедным родственником великих европейских музеев. Но все равно публика «Воображаемым музеем» останется довольна – чтобы увидеть новых участников постоянной экспозиции, стоит пройти музей от начала до конца.