Почему одни руководители трудятся меньше других

Топ-менеджеры лучших российских работодателей тратят на работу меньше часов в неделю, чем большинство их коллег, выяснили эксперты компаний Aon Hewitt и Axes Management

Большинство российских топ-менеджеров работает 50–59 часов в неделю, а в компаниях лучших работодателей, как правило, 40–49 часов, говорится в исследовании «Лучшие работодатели», проведенном международной Aon Hewitt и ее российским партнером Axes Management в России: больше 70 часов в неделю в среднем работает 7% топ-менеджеров; у лучших компаний таких только 3% (см. диаграмму). Сопоставить эти выводы с мировой практикой пока нельзя – выводы были получены в пилотном исследовании только по России.

Эксперты в 2011 г. опросили более 70 000 сотрудников из почти 50 российских компаний, насчитывающих от нескольких сотен до несколько тысяч работников. Компании платили регистрационный сбор – 1500 евро. Из этих 50 компаний в список лучших работодателей вошло семь: McDonald’s, «Яндекс», Microsoft, производитель строительного оборудования Hilti, Intel, Mars, Johnson & Johnson.

Компании оценивались по пяти ключевым показателям, рассказывает руководитель практики «Вовлеченность сотрудников» Axes Management Елена Семянистая: вовлеченность персонала; отношение к топ-менеджменту; оценка восприятия бренда компании изнутри и снаружи; насколько внедрена в компании культура эффективности; устойчивость человеческого капитала и его развития (в том числе стабильность отношений между компанией и работниками).

Отдельный блок в исследовании посвящен топ-менеджерам. На первом месте в списке их рабочих приоритетов – общение с сотрудниками: трое из пяти руководителей тратят на него более 20% рабочего времени, сообщили они в анкете. На втором – срочные встречи, которые занимают у трех из 10 менеджеров больше 20% рабочего времени. У топ-менеджеров лучших работодателей срочные встречи занимают меньше времени: лишь один из 10 таких топ-менеджеров тратит на них больше 20%.

Больше половины топ-менеджеров лучших работодателей посвящают обучению сотрудников и коучингу более трех рабочих дней в месяц; четверть топ-менеджеров – более четырех дней в месяц. В среднем же только 14% российских топ-менеджеров тратят на обучение более четырех дней в месяц. В лучших компаниях более адекватно оценивают важность обратной связи как для роста и развития подчиненных, так и для повышения их результативности, считает Семянистая. Разработка стратегии стоит лишь на 16-м из 21 места в списке приоритетов у российских топ-менеджеров: из них 73% посвящают этому меньше 5% своего рабочего времени. У лучших работодателей разработка стратегии занимает 10-е место: 37% топ-менеджеров тратят на это более двух дней в месяц.

Повседневная работа в этих компаниях изначально лучше организована, говорится в исследовании: вместо того чтобы контролировать операционную деятельность, их топ-менеджеры в пять раз больше времени могут посвятить разработке стратегии. Поэтому руководителям в таких компаниях и удается за гораздо меньшее время успевать делать намного больше.

«Основной успех компании зависит от ежедневной работы топ-менеджмента и его умения «форматировать» людей под ценности и цели компании, – говорит председатель совета директоров производителя и разработчика лекарств «Биокад» Дмитрий Морозов (не участвовал в исследовании). – На общение с сотрудниками может уходить 90% рабочего времени руководителя».

Гендиректор разработчика и производителя лекарств «Фарм-синтез» Тимофей Петров считает, что на стратегию нужно тратить больше, чем это делают руководители компаний – победителей рейтинга. Около 30% его рабочего времени, как правило, посвящено стратегическому планированию, остальное – внутренним и внешним коммуникациям, которые зависят от размера компании, полагает гендиректор «Фарм-синтеза».

Работать мало Тимофей Петров не согласен, он тратит на дела компании зачастую по 12 часов в день: «Хороший руководитель независимо от состояния бизнеса будет постоянно искать новые цели и задачи, иначе более активные конкуренты тебя просто съедят».