«Родина» вне закона

В Краснодаре без разрешения возводят целые жилые комплексы. Вчера мэрия добилась остановки строительства 10 многоэтажек в жилом комплексе «Столичный парк» компании «Родина»

Ломать – не строить. 139

самовольных построек постановили снести суды Краснодара на конец марта этого года, говорится на сайте мэрии. Но данных о количестве снесенных объектов нет. К середине апреля не удалось снести ни одного самозастроя, так как собственники активно противодействуют судебным приставам, признавался сотрудник мэрии. Всего с начала 2011 г. в городе выявили около 500 многоквартирных жилых домов, строящихся самовольно или с нарушениями законодательства. Для сравнения: в эксплуатацию в прошлом году ввели 105 «правильных» многоквартирных домов (12 695 квартир) площадью 851 310 кв. м.

Суд Прикубанского района 19 апреля по иску администрации Краснодара запретил строительство 10 8–9-этажных домов в ЖК «Столичный парк» на Ростовском шоссе, вчера судебные приставы заставили рабочих покинуть стройплощадку, рассказала замначальника управления муниципального контроля Татьяна Ковалева. По данным мэрии, ЖК строится без какой-либо разрешительной документации и госэкспертизы.

По данным мэрии, участок в 4,1 га, на котором ведется стройка, принадлежит Владимиру Холодняку. Инвестором ЖК является ООО «Родина», говорится на сайте компании. Оно принадлежит в равных долях Владимиру и Александру Холоднякам (данные ЕГРЮЛ). Холодняков вчера застать не удалось, «Родина» на запрос «Ведомостей» не ответила. В «Столичном парке» 20 домов на 2084 квартиры, их ввод намечен на 2012–2013 гг. Ковалева не знает, почему запрещено строить только 10 домов. Получить объяснения юристов управления муниципального контроля вчера не удалось.

Стоимость 1 кв. м в ЖК – 23 000–31 000 руб., говорится на сайте компании. В среднем 1 кв. м жилья экономкласса в Краснодаре стоит 34 000 руб., говорит гендиректор «Аякс-риэлта» Александр Кутченко. Корреспонденту «Ведомостей», который представился потенциальным покупателем, сотрудник отдела продаж «Родины» дешевизну объяснил тем, что они «сначала строят, а потом покупатели свое право собственности регистрируют по решению суда». На сайте «Родины» сказано, что всем покупателям она дарит бесплатное юридическое сопровождение.

«Родина» с 2004 г. строит индивидуальные дома и таунхаусы, а в 2011 г. вышла на рынок многоквартирных домов, помимо «Столичного парка» у нее еще пять многоэтажных проектов, в том числе ЖК «Пушкинский» на 98 квартир, сданный в конце прошлого года, говорится на сайте компании. «Родина» полтора года назад вышла на рынок многоквартирного жилья, вела себя довольно агрессивно: покупала много земли, демпинговала. Покупатели понимали, что рискуют, но их привлекала низкая цена, во многих объектах квартиры начинали продавать еще на стадии котлована. Если «Родина» сейчас уйдет с рынка, ни с чем останется 1000 дольщиков, предупреждает Кутченко.

Краснодарская мэрия начала активно бороться с самозастроями лишь в последние несколько месяцев, считает один из участников рынка.

Масштабы самозастроя в Краснодаре сопоставимы с объемами легального строительства (см. врез). «Правовой механизм борьбы с незаконным строительством, включая его снос, существует, а его эффективность зависит от конкретных действий муниципалитета и уровня коррупции в контролирующих органах», – считает партнер юрфирмы «Центр правосудия» Альберт Гутов. Чтобы признать право собственности на незаконную постройку (тем самым легализовав ее) через суд и «псевдонезависимую» экспертизу о соответствии строительным нормам, застройщику нужно всего два месяца, поэтому надзорным органам (прокуратуре, мэрии) следует обращаться в суд уже при первых признаках незаконного строительства, продолжает он.

«Эффективный способ остановить незаконное строительство – признать через суд договоры поставки электроэнергии застройщику недействительными по ст. 168 ГК (недействительность сделки, не соответствующей закону) и физически отключить электроэнергию», – рассказывает Гутов. Еще можно закрыть доступ к стройплощадке большегрузным автомобилям с помощью запрещающих знаков дорожного движения. Механизмы регулирования после начала строительства отлажены и работают, просто надзорные органы не всегда хотят этим заниматься, рассказал президент строительной корпорации «Баркли» Леонид Казинец.