Фестиваль Мстислава Ростроповича: оркестр академии Санта-Чечилия привез радость в каждом футляре

Фестиваль Мстислава Ростроповича закрылся выступлением Антонио Паппано и оркестра академии Санта-Чечилия, подаривших Москве два полных вечера итальянского жизнелюбия
В.Вяткин/ РИА НОВОСТИ

Мстислав Ростропович на фотопортрете, в дни фестиваля висевшем над сценой Колонного зала Дома союзов, изображен заразительно улыбающимся. Никогда не унывавший музыкант был бы доволен, что гости фестиваля, носящего его имя, поддержали его настроение не словом, а делом. Два вечера подряд римские музыканты во главе с Антонио Паппано изливали на слушателей щедрыми потоками радость и полноту жизни.

Антонио Паппано и римский оркестр Национальной академии Санта-Чечилия уже выступали в Москве в 2007 году – на Фестивале оркестров мира. Но если тогда они играли программу из поэм и увертюр, то на сей раз привезли целые две серьезные симфонии. Кто только не исполнял в Москве Четвертую Шумана и Девятую Дворжака? – но итальянцы с Паппано в грязь лицом не ударили. Все у них получилось: Паппано строго выдержал форму целого, позаботился о драматургии, при этом дал простор солистам (очаровательно солировал рожок в медленной части симфонии Дворжака), но и собрал все группы в богато звучащее целое. В каждом футляре оркестр привез радость. Без сучка без задоринки строили свои хоры медные, порадовал безупречный валторнист, струнные играли тепло и увлеченно.

Но не один лишь могучий симфонизм демонстрировал итальянский оркестр – ему удалась и тонкая настройка аккомпанемента в Третьем концерте Прокофьева. Паппано уловил и нервный ритм концерта, и предрассветное марево, и привольный разлет лирических тем. Солировала молодая китаянка Юджа Вонг – ее звук был напевен и не пропадал в оркестровых тутти. Публике так понравилась обаятельная пианистка, что ее вызывали раз за разом; девушка сыграла транскрипции из «Орфея» и «Кармен», изящно, хотя не без кашицы, которой смазала доброе впечатление.

Маэстро Паппано – невысокий сангвиник комического типа, два вечера из него фонтаном бил темперамент – а как без него исполнять фрагменты из итальянских опер, без которых не обошлось в программах? Нескончаемым удовольствием полнились увертюра и балетные фрагменты из «Вильгельма Телля» Россини (впрочем, это опера французская), с искренним чувством прозвучало Интермеццо из «Манон Леско» Пуччини. С особой гордостью Паппано поднимал на поклоны концертмейстера и всю группу виолончелей. Увертюра к «Аиде» Верди прошла величественно, с ощущением спектакля. А главным подарком стал «Танец часов» – вставной балет из оперы Понкьелии «Джоконда», искрометный финал которой был повторен в последней программе на бис.

В этом сезоне мы не обижены гастролями высококлассных оркестров – Чикагский, Лондонский филармонический, оркестр Де Пари. Подводя итоги, мы запишем в этот перечень и Санта-Чечилию – если концерты, которые так легко слушались, не забудутся так же легко.