Льгота в обмен на тариф

Правительство лишит естественные монополии льгот по налогу на линейную инфраструктуру. Нагрузка будет расти постепенно, а монополии частично компенсируют потери за счет потребителей

Сегодня правительство обсудит проект основных направлений налоговой политики на 2013–2015 гг. В документе Минфин скорректировал сроки отмены льгот по налогу на имущество инфраструктурных монополий. В подготовленном в апреле законопроекте ведомство предлагало сделать это постепенно в течение пяти лет, но на последнем заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам было решено растянуть переходный период на семь лет.

Льготы лишатся владельцы железнодорожных путей, магистральных трубопроводов, линий электропередачи и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью. В 2013 г. ставка составит 0,4%, затем она начнет повышаться на 0,3 п. п. в год и к 2019 г. достигнет 2,2% (общая ставка налога на имущество для компаний), говорится в проекте налоговых направлений.

Повышение ставки до 2,2% позволило бы привлечь в региональные бюджеты 159 млрд руб. в условиях 2010 г., говорит замдиректора департамента Минэкономразвития Татьяна Илюшникова. Таким образом, в 2013 г. поступления могут составить 28,9 млрд руб., затем по 21,7 млрд в год. Это данные без учета инфляции и ввода новых объектов, в действительности суммы могут быть выше, замечает Илюшникова.

Отмена льгот может привести к незапланированному росту затрат монополий и, как следствие, к увеличению тарифов, пишет Минфин. Небольшая прибавка к тарифу для компенсации потерь монополий обсуждается, знает Илюшникова. По словам чиновника, участвующего в дискуссии, тариф может вырасти на 0,5–1,5% в зависимости от компании.

159 млрд руб. – это 3,5% совокупной выручки за 2010 г. по РСБУ РЖД, «Газпрома», «Транснефти», ФСК ЕЭС и «Холдинга МРСК». Компенсация потерь через тариф увеличит нагрузку на всю экономику и повлияет на инфляцию, предупреждает гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян.

Увеличение налога на имущество «Холдинга МРСК» на 0,5% приведет к необходимости дополнительного роста тарифа примерно на 1%, говорит представитель компании. Представители «Транснефти», «Газпрома», РЖД, и ФСК отказались комментировать влияние отмены льготы на их бизнес. Представитель РЖД лишь заметил, что компания будет просить правительство либо повысить тариф, либо выделить субсидии. Решение об отмене льготы в течение семи лет не окончательное, идея компенсировать рост нагрузки увеличением тарифа обсуждается, но с правительством еще не согласована, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.