Закопанные деньги

Почти 27 млрд руб. потратили в Казани на ремонт и строительство дорог за последние три года. Но президенту Татарстана Рустаму Минниханову стыдно по ним ездить

В субботу на еженедельном республиканском совещании в доме правительства Минниханов раскритиковал дороги Казани и качество дорожных работ.

«Огромные деньги тратим на ремонт и строительство дорог – и какое качество, – заявил Минниханов. – Просто стыдно по Казани с гостями ездить, самому ездить, надо мной уже в твиттере издеваются. А вас там нет (мэр Казани Ильсур Метшин не ведет твиттер. – «Ведомости»). <...> заказчик был ваш. 131 объект дорожной инфраструктуры не соответствует нормам». Президент подчеркнул, что при проведении дорожных работ нужно будет тщательно следить за качеством материалов, технологиями и гарантией.

«Обидно, когда столько денег вкладываем, и в Казани столько замечаний. Мы в 20 раз даем меньше денег в Челны, но состояние дорог там совсем другое», – подчеркнул Минниханов.

Заказчик строительства и ремонта дорог – управление капитального строительства Казани. Главный инженер управления Юрий Петренко «с нетерпением ждет список из 131 объекта, чтобы провести детальную проверку по каждому факту». «Возможно, часть претензий касается объектов, не завершенных из-за задержек в финансировании, но находящихся в эксплуатации (например, положен только нижний слой асфальта, а движение пущено). Так как эти дороги не сданы, срок гарантии по ним не начался», – предположил он. Он отмечает, что мониторинг качества дорог проводится постоянно.

«Все замечания направляются для устранения подрядчикам, которые обязаны сделать это в течение гарантийного срока (пяти лет)», – поясняет Петренко. В дорожных работах на территории Казани задействовано более десятка подрядчиков, сказал он, основные – «Стройхимсервис», «Каздорстрой», «Свиягадорстрой».

По дорогам, которые эксплуатируются или строятся, только за 2011 г. выставлено более 40 претензий. Выявленные дефекты в основном уже ликвидированы, говорит Петренко.

Проблемными остаются дороги, где подрядчики прекратили свое существование, не завершив гарантийные обязательства. Речь идет, например, о компании «НУР-1», с которой исполком Казани судится.

Неудовлетворительное состояние дорожного полотна Петренко признает. Основная причина – недостаточное финансирование капремонта, поясняет он. Согласно СНиП дорожное покрытие необходимо менять не реже чем раз в 5–6 лет. В Казани общая площадь дорожного покрытия – 19,3 млн кв. м. Из них за последние пять лет удалось отремонтировать только 3,7 млн кв. м.

«Никакой муниципалитет, никакая отдельная республика не сможет потянуть этот вопрос [строительства дорог]», – говорил ранее «Ведомостям» Метшин. По его мнению, это федеральная задача: «В Америке же не зря во времена Великой депрессии строили дороги. Строительство – это та отрасль, где вложенный рубль дает максимальное количество занятости населения и возврат налогов». Метшин добавляет, что за 14 лет работы мэром (восемь лет в Нижнекамске и шесть лет в Казани) ни разу не слышал о «какой-нибудь федеральной программе строительства дорог».

Мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев не знаком «детально с ситуацией» в Казани. «Надо знать, кто подрядчик, какие гарантийные обязательства есть. Как правило, проблемы возникают, если подрядчик ремонтировал дорогу в неположенный срок или нарушил технологию. Но власти должны это все контролировать», – говорит он.