Facebook недостаточно мобильна

Facebook предупредила инвесторов, что рост ее мобильной аудитории может негативно повлиять на выручку. Компания пока не научилась показывать рекламу пользователям смартфонов и планшетных компьютеров

Больше половины пользователей Facebook регулярно общаются через мобильную версию этой социальной сети, сообщила Facebook в скорректированном отчете, опубликованном на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). При этом количество рекламы на мобильном сайте и в приложениях ограничено. Поэтому увеличение числа мобильных пользователей не сопровождается серьезным ростом доходов. То есть получается, что переход людей с настольных компьютеров и ноутбуков на мобильные снижает доходность бизнеса соцсети, предупреждает Facebook. Рост числа мобильных пользователей продолжится и во II квартале 2012 г., что может негативно повлиять на финансовые показатели компании, прогнозирует Facebook в своем отчете.

По собственным данным, у Facebook сейчас около 900 млн пользователей во всем мире. В декабре 2011 г. примерно 425 млн из них заходили в сеть с помощью мобильных устройств, а в марте 2012 г. этот показатель вырос до 488 млн.

Кроме того, Facebook признала, что решила сократить количество рекламы, показываемой на страницах основного сайта. Тогда как именно реклама остается главным источником доходов компании. Решения, принимаемые Facebook для развития основных продуктов, часто вызывают недовольство у рекламодателей и приводят к сокращению размещаемой рекламы. В I квартале 2012 г. выручка Facebook составила $1,06 млрд, что на 6% меньше, чем в IV квартале 2011 г. Среди причин снижения выручки компания назвала сезонные колебания на рекламном рынке и развитие бизнеса в странах, где показатели доходности в расчете на одного пользователя сравнительно малы. А многие инвесторы недовольны тем, что показатель CPM (стоимость тысячи показов) на сайте Facebook за год не увеличился.

Финансовый директор Facebook Дэвид Эберсман на встречах с инвесторами объяснил, что сейчас бизнес компании наиболее динамично растет в странах, где рекламный рынок развит хуже, поэтому социальной сети приходится снижать цену рекламы. По мере развития этих рынков цены на рекламу будут расти, уверяет Эберсман. IPO Facebook намечено на 18 мая, и проблемы с заработком на мобильной аудитории могут повлиять на результаты размещения. Ожидается, что рыночная капитализация Facebook достигнет $96 млрд, и сейчас руководство соцсети активно работает с потенциальными инвесторами, в числе прочего рассказывая им о стратегии развития направления, связанного с мобильной рекламой. Facebook следует как можно быстрее найти способ монетизировать рост мобильной аудитории, говорит аналитик из BIA/Kelsey Джед Уильямс. Но это трудно сделать, ведь монетизация не должна отрицательно влиять на лояльность пользователей.