Протесты не страшны

На фоне оттока капитала из страны и инвесторов с российского фондового рынка растет количество фондов прямых инвестиций, готовых к сделкам. За полгода их доля увеличилась с четверти почти до половины глобальных игроков

Если в октябре прошлого года 25% опрошенных иностранных фондов прямых инвестиций были намерены увеличить объем сделок на рынках в России и СНГ, то в апреле – уже 48%. Об этом свидетельствуют результаты опроса Ernst & Young более 150 управляющих суммарными активами свыше $1,5 трлн.

Как результат – количество сделок с участием фондов прямых инвестиций в России за I квартал составило около половины от данных за весь прошлый год – 34 против 67, свидетельствует mergers.ru. Правда, объем сделок составил $1 млрд против $4,8 млрд. Именно количество сделок является индикатором возросшей активности, поясняет партнер Ernst & Young Леонид Савельев: «Растет заинтересованность западных инвесторов в инвестициях в партнерстве с российскими фондами, готовыми разделять с ними страновые риски».

Именно эту цель и преследует Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Зимой вместе с Европейским банком реконструкции и развития он вошел в капитал объединенной биржи ММВБ-РТС, а вчера было объявлено о закрытии сделки по покупке РФПИ совместно с фондами Xenon Capital Partners, Macquarie Renaissance и AGC Equity Partners 26,43% акций ОАО «Энел ОГК-5» за $625 млн. AGC Equity Partners представляет инвесторов из стран Персидского залива, это их дебютная инвестиция в Россию. «Сделка стала возможной благодаря соинвестированию РФПИ», – приводятся в совместном релизе слова Валида Абу-Сууда, соруководителя AGC Equity Partners.

Более трети всех сделок за I квартал пришлось на финанcовый сектор, подсчитали эксперты RWM Capital. Одной из наиболее крупных стала покупка группой «Онэксим» 30% банка «Ренессанс кредит». Интерес к банкам не иссяк. На прошлой неделе East Capital увеличил долю в банке «Санкт-Петербург» с 3,2 до 8,6% акций. «Российские банки в глазах инвесторов сейчас сильно выигрывают по сравнению с европейскими: многие, не только госбанки, показывают высокую рентабельность капитала, и у них нет таких проблем с его достаточностью», – поясняет партнер East Capital Якоб Грапенгиссер. Россия сейчас привлекает большим дисконтом к аналогам из других стран BRIC, говорит Грапенгиссер.

Россия не главный фаворит в глазах инвесторов (см. врез). В Азии дешевая рабочая сила и не такой высокий уровень коррупции, по крайней мере в глазах инвесторов, поясняет Савельев: «Российская коррупция – главная страшилка для инвесторов, коррупция в странах-аналогах может быть на таком же уровне, но не так «раскручена». В России также недавно появились политические риски, но они уже значительно снизились по сравнению с зимой этого года, добавляет Грапенгиссер. России боятся и без митингов, замечает президент Российско-Американской торговой палаты в США Сергей Миллиан: «В американских СМИ картинка чисто негативная, для большинства инвесторов Россия – самый «иностранный», мутный, далекий и опасный рынок, вкладывают смельчаки, в основном на краткосрочную перспективу».