«Кризис дал нам шанс», - Денис Гумеров, председатель правления «Банка БФА»

Как БФА намерен использовать благоприятный момент на рынке M&A, рассказал председатель правления банка Денис Гумеров

2001

начальник финансового управления Международного банка Санкт-Петербурга.

2004

советник президента АКБ «Связь-банк», затем – руководитель департамента, управляющий петербургским филиалом, старший вице-президент, член правления

2008

советник, зампред правления «Банка БФА», с 2010 г. – председатель правления

ОАО «Банк БФА»

Коммерческий банк. основан в 1993 г. Основные акционеры: Юрий Дедов (25,83%), Василий Трохин (24,04%), Ефим Коган (24,82%), Евгений Лотвинов (16,93%). Капитал (за 2011 г.) – 6,2 млрд руб. Активы – 29,6 млрд руб. Прибыль – 552 млн руб. Участники рынка связывают БФА с основателем ПСБ и экс-чиновником Владимиром Коганом. В банке эту связь отрицают. На 1 апреля 2012 г. капитал банка – 6,3 млрд руб. (79-е место в рэнкинге «Интерфакса»), активы – 36,2 млрд руб. (99-е).

3 млрд руб. за год

Год назад банк получил лицензию на работу с частными клиентами. «Объем депозитов физических лиц сейчас около 3 млрд руб., хотя БФА не задействовал каналы активного продвижения своих продуктов. Реклама больше направлена на продвижение бренда», – говорит Гумеров.

Кризис сбил цену на банковские активы. «Банк БФА» рассчитывает воспользоваться ситуацией и расширить свой бизнес, прежде всего розничный, за счет приобретений. БФА уже вел переговоры о покупке «Глобэкса», «Возрождения» и Балтинвестбанка. Информация о планах распространилась по рынку, поступают предложения, доволен предправления банка Денис Гумеров.

– Как развивался «Банк БФА» в последнее время?

– За прошедший год, когда объем банковского сектора вырос на 15–20%, нам удалось практически удвоить размер бизнеса. Сказался и эффект относительно низкой базы. Однако мы выполнили задачу, которую в принятой два года назад стратегии поставили на конец 2012 г., вошли в первую сотню банков. Следующая наша задача – войти в 50 крупнейших банков России. Очевидно, экстенсивными мерами в обозримом периоде это сделать не удастся, поэтому мы рассчитываем воспользоваться благоприятными условиями на рынке слияний и поглощений. С одной стороны, в банковском секторе и в экономике ситуация непростая. С другой стороны, ушли крупные маркетмейкеры в лице иностранных банков, которые задавали тон в цене на банковские активы и формировали активнейший спрос. Учитывая данный аспект, ситуация для приобретения остается все еще благоприятной. Мы в первую очередь банк для корпоративных клиентов, но в прошлом году расширили спектр услуг за счет розницы.

Выполнение амбициозных планов по наращиванию показателей деятельности и работе с розничным сегментом требует значительных финансовых вложений, а главное – временных затрат. Поэтому возможность развития через объединение или приобретение нужного нам актива кажется нам наиболее перспективной.

– То есть розницу вы будете покупать?

– Да, если перед нами будет поставлена задача по активному развитию розничного бизнеса. Опыт показывает, что розничный бизнес может быть высокодоходным, но с ним нужно быть достаточно внимательным. Он серьезно подвержен изменению настроений в зависимости от ситуации в экономике, в конкретном регионе и в преддверии кризисных явлений. Розница – это в первую очередь отлаженная технология, а даже не сеть продаж.

Согласно стратегии нам нужно сохранять прибыльность. Совокупные затраты в открытие полноценного иногороднего филиала составляют не менее $500 000. У таких инвестиций достаточно долгий срок окупаемости. Время тоже имеет не последнее значение. Гораздо интереснее получить это все бонусом при покупке готового бизнеса. Но если в данный конкретный момент не будет подходящего объекта для поглощения или слияния, то делать сделку любой ценой мы точно не будем.

– Сейчас есть какие-то переговоры?

– Переговоров в активной стадии пока нет. Торможение процессов на рынке М&A помимо экономических моментов в том числе было связано и с ожиданием результатов выборов – политическая стабильность, как известно, играет не последнюю роль в развитии бизнеса.

– За сколько капиталов сейчас целесообразно покупать банки?

– С моей точки зрения, реальные цифры – в промежутке между коэффициентом 1 и 2. Сделку с коэффициентом 2 на российском рынке можно считать удачей для продавца, в мировой практике, увы, существуют примеры продаж с коэффициентом 0,7.

Посткризисное время для БФА выглядело максимально приятной почвой для заключения сделок слияний и поглощений. Кризис действительно серьезно повлиял на оценку наших перспектив развития и дал нам определенный шанс. Появилась возможность сотрудничества с крупными клиентами. Когда в других банках начались трудности с проблемными заемщиками и им приходилось решать целый комплекс сложных задач и внедрять более жесткие системы оценки, клиенты начали серьезно присматриваться к нашим предложениям, и нам не пришлось снижать темпы, поскольку багаж накопленных трудностей в силу размера бизнеса был небольшим.

Крупные банки стали в меньшей степени демпинговать по кредитным ставкам, что достаточно часто встречалось до кризиса. Такие колебания ставок были очень чувствительны для небольших банков, к числу которых относился тогда и БФА. И бороться за крупного и надежного клиента было практически невозможно. После кризиса, не получая минимальных ставок в крупных банковских структурах, клиенты стали обращать внимание и на предложения других игроков рынка, которые, конечно, не всегда предлагали лучшие условия по цене, но более гибко и оперативно подходили к решению задач клиентов.

Когда пузырь на рынке труда немного подсдулся и появились адекватные запросы от людей достаточно профессионального уровня, возникла возможность усилить и управленческую команду. Таким образом, мы повысили качество работы практически по всем основным направлениям.

– Заемщики из каких отраслей сейчас наиболее активны?

– После кризиса в рост пошли отрасли, в контрагентах или в партнерах у которых был государственный сектор. Госзаказ был и пока остается драйвером роста в посткризисный период. Бизнес, ориентированный на конечного потребителя, еще не совсем восстановился. Инвестпрограммы были свернуты, и по большому счету мы сейчас не видим активности клиентов именно по инвестиционным сделкам.

Ощутимо стал развиваться девелопмент, прежде всего жилищное строительство, в меньшей степени – коммерческая недвижимость. Это может быть связано как с ростом сегмента ипотечного кредитования, так и с накопленным отложенным спросом со стороны частных клиентов.

К сожалению, база довольно узкая, поэтому замыкаться в одном регионе означает собирать на себя все его риски – высокая концентрация и отсутствие возможности для расширения. После кризиса несколько изменился профиль клиента. Это либо крупный бизнес, либо малый. Среднему сегменту сложнее всего восстанавливаться. Крупным предприятиям поддержку предоставило государство, малый бизнес не нес большой долговой нагрузки. Пострадали как раз средние предприниматели – те, кто сделал ставку на перспективу, на рост, но не успел забежать на горку до того, как она покрылась льдом.

– Один из ваших акционеров влиятелен в Петербурге. Это помогает договариваться с клиентами?

– Клиенты, с которыми можно работать, известны всем банкам Петербурга в той или иной степени. Крупный бизнес в последние 10 лет мигрировал в Москву, увы. По сравнению с началом 2000-х ситуация стала, на мой взгляд, хуже.