На платную дорогу нет денег

Власти Татарстана признали, что не успеют построить в срок платную дорогу на участке Шали – Бавлы стратегического коридора Европа – Западный Китай. Проект стоимостью 100 млрд руб. не получил денег от «Автодора»

Ожидалось, что госкомпания «Российские автомобильные дороги» будет выделять на Шали – Бавлы с 2011 г. примерно 20 млрд руб. в год, сказал вчера на пресс-конференции директор государственного казенного учреждения «Главтатдортранс» Юрий Кузьмин. Однако о финансировании стороны пока не договорились. «В этом году мы продолжим переговоры», – добавил начальник федерального казенного учреждения «Волго-Вятскуправдор» Мухаммат Гатиятуллин.

Кузьмин, Гатиятуллин и советник министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ильфар Гильмутдинов на пресс-конференции признали, что проект, который должен завершиться к 2018 г., в сроки не уложится – из 294 км пока готово 40 км на участке Шали – Сорочьи Горы. С начала строительства освоено 19,4 млрд руб., из которых 3,5 млрд руб. составляют федеральные средства, 7,9 млрд руб. – республиканские, 8 млрд руб. – частного инвестора, нефтедобывающей компании ОАО «СМП-нефтегаз». Она выделяет основную часть из предусмотренных на проект в 2012 г. 4,2 млрд руб.

Строительство Шали – Бавлы идет с 2005 г., этот участок стратегического коридора Европа – Западный Китай должен пройти от Санкт-Петербурга по платной дороге до Москвы, по Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) в Подмосковье, через Владимир, Нижний Новгород, Казань, Оренбург, затем – через Казахстан до Китая. Строительство коридора на территории России идет только в Татарстане. Расчетная скорость движения на Шали – Бавлы – 150 км/ч, интенсивность движения – до 35 000 автомобилей в сутки.

«Проект строительства международного транспортного коридора (МТК) Европа – Западный Китай относится к числу перспективных проектов «Автодора», однако пока расходы на его реализацию не значатся в программе деятельности госкомпании», – сказано в ее ответе «Ведомостям». Концепция МТК еще не утверждена в ФГУ «Ространсмодернизация», когда это будет сделано, неизвестно, а до этого госкомпания финансировать проект не будет, поясняется в письме «Автодора». «Части коридора в Казахстане и Китае уже практически готовы, а мы отстаем», – признает пресс-секретарь «Автодора» Дмитрий Кошкин.

Получить комментарии «СМП-нефтегаза» вчера не удалось. Источник в госкомпании, имеющей отношение к проекту, рассказал, что совладелец «СМП-нефтегаза», бывший депутат Госдумы Фоат Комаров (по данным отчета на 31 декабря 2011 г., владеет 5,5% акций, еще около 20% принадлежат членам его семьи) решился на финансирование дороги, рассчитывая на госпомощь, сейчас он также участвует в переговорах с «Автодором».

«Ни один из участков коридора Европа – Западный Китай в других регионах РФ пока не построен, поэтому проект интересен в первую очередь на региональном уровне», – отмечает аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова. «Татарстан заинтересован в строительстве этого участка дороги в первую очередь, потому что от эксплуатации будут поступать реальные деньги, их поток за счет большой проходимости автомобилей будет стабилен, дорога окупится сама», – говорит она. По подсчетам Юшковой, стоимость строительства Шали – Бавлы на общероссийском и европейском фоне «более чем адекватна» – около 8,6 млн евро за 1 км (в Германии – 26,8 млн евро вместе с экспертизой, проверками и строительством сопутствующих объектов).